Психологическая классификация профессий


И. П. Титова, работающая над этой проблемой, справедливо считает, что «в основе психологической классификации профес­сий должно лежать сопоставление системы активируемых про­фессий, психофизиологических особенностей с требованиями про­фессиональной деятельности»31, а за критерий следует взять ха­рактер трудовых ситуаций: повторяемость, сходность, экстрен­ность, несходность.Проблема психологической классификации профессий услож­няется отсутствием четкой общепринятой грани между понятия­ми «профессия» и «специальность». Исторически и те и другие складывались стихийно, и число специальностей достигает мно­гих тысяч. Но классифицировать надо не столько специальности, сколько профессии, в которые эти специальности объединяются.
Здесь нам помогает само происхождение этого понятия, идущие от латинского profiteor – «объявляю свои делом», и исторически слившаяся связь профессии с системой подготовки. (Конечно, связь эта обоюдная, и уже настало время думать о рациональном конструировании новых профессий.)
Вместе с тем нельзя забывать, что между специальностями одной профессии, с точки зрения способностей (а они-то и инте­ресуют нас в настоящей книге), бывают большие различия, чем между специальностями разных профессий. Так, вряд ли можно говорить о различных способностях у представителей разных профессий – судьи, врача-фтизиатра и педагога-воспитателя. В то же время при сравнении каждого из них с представителем тех же профессий, например, соответственно с юристом-следова­телем, врачом-хирургом и преподавателем физической подготов­ки, их способности, бесспорно, будут различаться.
Здесь мы подошли к основному психологическому критерию классификации и профессий и специальностей для целей профориентации. Мы считаем, что этим критерием служат исто­рически сложившиеся группы способностей и их удельный вес в общей структуре способностей к данной профессии или специальности. При проведении профориентации полезно составить на каждую профессию или специальность примерно такую карту работы. Группа подобных карт, тем более если она обобщена сводной таблицей и дополнена соответствующим анализом, и со­ставляет сравнительную психограмму профессий. Именно этот материал, как мы увидим ниже, и является основной документа­цией первой стороны той системы, которую мы назвали «тре­угольником профориентации».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.