Психологическая классификация профессий
И. П. Титова, работающая над этой проблемой, справедливо считает, что «в основе психологической классификации профессий должно лежать сопоставление системы активируемых профессий, психофизиологических особенностей с требованиями профессиональной деятельности»31, а за критерий следует взять характер трудовых ситуаций: повторяемость, сходность, экстренность, несходность.Проблема психологической классификации профессий усложняется отсутствием четкой общепринятой грани между понятиями «профессия» и «специальность». Исторически и те и другие складывались стихийно, и число специальностей достигает многих тысяч. Но классифицировать надо не столько специальности, сколько профессии, в которые эти специальности объединяются.
Здесь нам помогает само происхождение этого понятия, идущие от латинского profiteor – «объявляю свои делом», и исторически слившаяся связь профессии с системой подготовки. (Конечно, связь эта обоюдная, и уже настало время думать о рациональном конструировании новых профессий.)
Вместе с тем нельзя забывать, что между специальностями одной профессии, с точки зрения способностей (а они-то и интересуют нас в настоящей книге), бывают большие различия, чем между специальностями разных профессий. Так, вряд ли можно говорить о различных способностях у представителей разных профессий – судьи, врача-фтизиатра и педагога-воспитателя. В то же время при сравнении каждого из них с представителем тех же профессий, например, соответственно с юристом-следователем, врачом-хирургом и преподавателем физической подготовки, их способности, бесспорно, будут различаться.
Здесь мы подошли к основному психологическому критерию классификации и профессий и специальностей для целей профориентации. Мы считаем, что этим критерием служат исторически сложившиеся группы способностей и их удельный вес в общей структуре способностей к данной профессии или специальности. При проведении профориентации полезно составить на каждую профессию или специальность примерно такую карту работы. Группа подобных карт, тем более если она обобщена сводной таблицей и дополнена соответствующим анализом, и составляет сравнительную психограмму профессий. Именно этот материал, как мы увидим ниже, и является основной документацией первой стороны той системы, которую мы назвали «треугольником профориентации».
Метки: классификация, проблема, профессия
Страницы: 1 2