Психическое состояние человека


Воспитание, ставящее своей задачей создание своего рода стандартных людей и не считающееся с индивидуальным своеобразием, рано или поздно встречается с протестом воспитанника. Формирование лучших черт характера Российского человека не означает подавления естественной тенденции к индивидуальному своеобразию, которое всегда означает неравномерность развития различных черт и проявлений характерам
В формировании характера играют роль и явления компенсации, когда при ослаблении одной черты характера как бы в возмещение этого недостатка развивается другая.
К внутренним закономерностям формирования характера относится и зависимость этого формирования от так называемой внутренней позиции. Л. С. Выготский развил учение о том, что всякое воздействие на ребенка проходит через призму переживания ребенком этого воздействия, субъективного к нему отношения, того, что мы отнесли бы к психическому состоянию ребенка. Принцип зависимости развития от внутренней позиции ребенка был далее раскрыт А. Н. Леонтьевым и получил особую убедительность в исследованиях, проводившихся Л. И. Божович и ее сотрудниками. Л. И. Божович определяет внутреннюю позицию как систему собственных потребностей и стремлений ребенка, но надо строго различать потребности и стремления временные, эпизодические и более устойчивые, типичные для возраста или индивидуальности ребенка.
Внутренняя позиция играет немалую роль в динамике характера и у взрослых людей. Например, трудность перевоспитания упрямого человека заключается часто в том, что он не считает упрямство плохой чертой и не чувствует потребности с ней бороться.
В процессе изучения психических состояний человека выяснилась еще одна важная закономерность: динамика характера, приобретение, изменение или искоренение его черты, проходит через переходный этап психического состояния.
Выше указывалось, что психические состояния могут быть эпизодическими, нехарактерными для человека и не играющими роль в динамике характера, могут быть нехарактерными для человека, но имеющими большое значение для возникновения новой черты характера, и, наконец, много психических состояний, показательных для характера, типичных для него.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.