Проявление страха
В памяти следует различать: замечание с более или менее прочным запечатлением, узнавание, воспоминание и воспроизведение.
Первую наиболее простую форму я мог отметить у одного из своих детей уже к концу первого полугодия; ребенок выражал жестами и мимикой свое нетерпение и неудовольствие, когда в комнате в его отсутствие было произведено перемещение предмета, который всегда бывал в поле его зрения, на необычное место.
Узнавание у нашей девочки впервые с достоверностью могло быть зафиксировано в 0,4,10: она в бурной форме выразила радость при виде своей тети после девятидневной разлуки с ней. В 0,9,10 она узнала бабушку после трех недель ее отсутствия. В 1,5,3 она узнала отца, который был в отсутствии 1 месяц 10 дней.
Такая более сложная форма проявления памяти, как воспроизведение, отмечается у детей уже в начале второго года жизни.
Воспоминания отличаются от простого воспроизведения своей сложностью и наличием в них указаний на известные взаимоотношения и связи, придающие им некоторую систематичность.
Уже в простых формах памяти проявляется огромное значение эмоционального тона. Ребенок легче и прочнее замечает, узнает и воспроизводит то, что является для него источником удовольствия, в меньшей степени – неудовольствия, но нигде роль эмоциональности не выступает так ярко, как в детских воспоминаниях.
Страницы: 1 2