Проявление страха
Удевочки в течение всего первого года жизни, если не считать испуга на пятом месяце при внезапном шуме, ни разу не пришлось наблюдать проявления страха. Ни гроза, ни мелкие или крупные животные не внушали ей боязни; даже поставленная перед нею кошка в момент, когда она с яростным видом готовилась к прыжку, не нарушила доверчивого отношения ребенка к привлекшему его внимание животному.И в течение следующих двух лет в наших записях не отмечается ни одного яркого проявления страха.
Развитие эмоции страха, как и развитие всей эмоциональной сферы, находится в большой зависимости от индивидуальности ребенка и характера окружающей его среды.
Е. Бпбанова на основании наблюдений над 260 детьми в яслях дает следующую картину проявлений страха у детей в первые четыре года жизни.
Из таблицы видно, что дети яслей больше всего боятся людей (23%) и животных (20%), затем идут звуки (12%), страх перед одиночеством и водой (по 7%) и т. д. Совершенно не проявляют страха 46% детей. Иной рисуется картина проявлений страха у детей того же возраста, живущих в домах младенца. Процент небоящихся детей (20%) в домах младенца вдвое меньше, чем в яслях; стимулы, возбуждающие страх в домах младенца, многочисленнее и разнообразнее; в то время как на одного ребенка в яслях приходилось в среднем 1,3 объекта страха, ребенок из дома младенца испытывал страх в среднем перед 2,1 объекта.
О педагогическом отношении к чувству страха и о мерах борьбы с ним мы будем говорить впоследствии.
Эмоциональная сфера в жизни ребенка не ведет самостоятельного существования.
И у взрослого эмоции вторгаются в его поведение и мышление, накладывая, смотря по индивидуальности, более или менее яркую печать на характер его мышления и мировоззрения.
У ребенка, как было уже сказано, вся жизнь насыщена эмоциональностью. Эмоции не просто вмешиваются в его мыслительную деятельность или в воспоминания, а сливаются с ними, направляя их по своеобразным путям. Это слияние эмоций с другими формами деятельности и вместе с тем организующее их действие с большой наглядностью проявляется в особенностях детской памяти.
Метки: боязнь, проявление, страх
Страницы: 1 2