Противопоставления свойств личности психическим процессам
Вместе с тем и значительность личности, и ее роль в обществе во многом определяются ее способностями и в еще большей степени содействуют формированию и выявлению этих способностей. Так далеко не всегда было в классовом обществе, но для социалистического общества – это закон, нарушений которого будет все меньше и меньше, чем дальше мы будем продвигаться по пути построения коммунизма. Теория ролей в таком ее понимании советскими психологами не подменяет учения о личности, а углубляет его. Для учения о способностях персонализм сыграл большую, но резко отрицательную роль, содействуя отрыву способностей от личности и противопоставлению их. Так, в американской психологии широко распространено мнение о двух принципиально различных методах изучения способностей и личности: способности изучаются с помощью тестирования, личность – посредством психоанализа. При этом ломаются копья в спорах- достаточно ли для постановки профессионального прогноза применять тестирование или его надо дополнять психоанализом. Наличие в советских учебниках психологии трех глав – «темперамент», «характер» и интересующие нас «способности» (иногда добавляется и четвертая – «направленность»)- представляет собой по существу отголосок взглядов персонализма на «познаваемые сферы», окружающие непознаваемую личность, «персону». Среди персоналистов существуют различные течения. Но Для всех персоналистов характерны следующие положения, имеющие значение для проблемы способностей:
1) признание особой сущности внутри человека – «персоны», имеющей самостоятельное существование; не все из пероналистов ее открыто отождествляют с понятием «души», но все признают ее за особую субстанцию;
2) утверждение о непознаваемости самой «персоны» и по узнаваемости окружающих ее «оболочек», «уровней» или «слоев», одним из которых и являются способности, оторванные от личности;
3) игнорирование реальных взаимоотношений личности с окружающими ее условиями, что приводит всех персоналистов к индетерминизму;
4) игнорирование или мистифицирование связей личности как человека – носителя сознания и человека – биологического организма.
Страницы: 1 2