Противопоставления свойств личности психическим процессам


Вместе с тем и значительность личности, и ее роль в общест­ве во многом определяются ее способностями и в еще большей степени содействуют формированию и выявлению этих способно­стей. Так далеко не всегда было в классовом обществе, но для социалистического общества – это закон, нарушений которого будет все меньше и меньше, чем дальше мы будем продвигаться по пути построения коммунизма. Теория ролей в таком ее по­нимании советскими психологами не подменяет учения о лич­ности, а углубляет его. Для учения о способностях персонализм сыграл большую, но резко отрицательную роль, содействуя отрыву способностей от личности и противопоставлению их. Так, в американской психологии широко распространено мнение о двух принципи­ально различных методах изучения способностей и личности: способности изучаются с помощью тестирования, личность – посредством психоанализа. При этом ломаются копья в спо­рах- достаточно ли для постановки профессионального прог­ноза применять тестирование или его надо дополнять психо­анализом. Наличие в советских учебниках психологии трех глав – «темперамент», «характер» и интересующие нас «спо­собности» (иногда добавляется и четвертая – «направлен­ность»)- представляет собой по существу отголосок взглядов персонализма на «познаваемые сферы», окружающие непозна­ваемую личность, «персону». Среди персоналистов существуют различные течения. Но Для всех персоналистов характерны следующие положения, имеющие значение для проблемы способностей:
1) признание особой сущности внутри человека – «персоны», имеющей самостоятельное существование; не все из пероналис­тов ее открыто отождествляют с понятием «души», но все при­знают ее за особую субстанцию;
2) утверждение о непознаваемости самой «персоны» и по узнаваемости окружающих ее «оболочек», «уровней» или «слоев», одним из которых и являются способности, оторванные от лич­ности;
3) игнорирование реальных взаимоотношений личности с окружающими ее условиями, что приводит всех персоналистов к индетерминизму;
4) игнорирование или мистифицирование связей личности как человека – носителя сознания и человека – биологического организма.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.