Сравнение учеников


23Каждый рабочий-новатор относится к определенному типу передовых рабочих, но вместе с тем каждый из них является определенной личностью. В одних случаях мы желаем выделить общее и говорим о новаторах вообще, отвлекаясь от индивиду­альных вариантов; в других случаях, в особенности при появле­нии новых форм этого движения и новых носителей данных форм, подчеркивается индивидуальное своеобразие того или другого новатора.
Возьмем наших лучших учащихся старших классов школы, отличников учебной работы и безукоризненных в отношении дисциплины, которых мы изучали в течение ряда лет. Имеются черты характера, общие для всех этих учащихся: идейность, ответственное отношение учебной работе, развитое чувство долга, целеустремленность, отличающаяся высотой поставлен­ных целей и готовностью затратить все необходимые усилия для их достижения, внутренняя организованность (выдержка, само­контроль), систематичность в работе. Но рядом с этим в харак­тере каждого из этих учащихся отчетливо выступают и индиви­дуальные черты.
Достаточно для этого сравнить двух учениц IX класса: Раису Д. и Наталию К. Раиса Д. — яркая представительница силь­ного, уравновешенного и живого типа высшей нервной деятель­ности. Эта девушка живая, веселая, у нее с лица редко сходит улыбка. Лучшая физкультурница в классе: ловкая, смелая, ре­шительная. Вместе с тем очень эмоциональна, горячо реагирует на поступки товарищей, но не выходит из норм поведения.
Наталия К. ближе к уравновешенному, спокойному типу: не­много медлительная, вдумчивая, несловоохотливая, кажется по своей «благоразумное» старше своего возраста. Если для инди­видуальности Раисы Д. характерна живость, подвижность, то Наталию К. можно охарактеризовать одним словом, употребляе­мым в быту: степенна, т. е. рассудительно серьезна.
Что такое тип? Греческое слово «тип» имеет четы­ре основных значения: а) удар, б) то, что является результатом удара: примета, след, в) образ, характер и г) пример, образец. Эти значения представляют собой развитие содержания понятия типа от действия к результатам, неоформленным и оформленным (сравнить: примета, след, образ, характер), и, наконец, к чему-то нормативному.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.