Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и детского травматизма


331Прямая посадка школьника за партой обеспечивает наиболее правильное протекание физиологических процессов в организме, неправильная же посадка вызывает быстрое утомление мышц. Для избавления от неприятных ощущений ученик изгибается или наклоняется в сторону. Систематические нарушения посадки приводят к стойким деформациям, при которых изменяются соотношения пропорций костно-мышечного скелета и нарушается деятельность внутренних органов.
Сколиоз. Наиболее частым отклонением в развитии опорно-двигательного аппарата детей является сколиоз (право- или левосторонний) в грудном отделе позвоночника.
Одна из причин сколиоза – слабость мышц на стороне выпуклости позвоночника как следствие длительного неправильного положения при сидении, ношении тяжести в одной руке, плохого подбора и подгонки одежды и т. д. В последнем случае ребенок вынужден удерживать свободные в поясе брюки, что приводит к асимметрии надплечий и сколиозу; тугие пояса нарушают кровообращение в органах таза и нижних конечностях. Это ограничивает деятельность мышц и вызывает их ослабление.
Вообще причин образования сколиоза м«ого. Врожденный сколиоз встречается почти в 6% случаев; причинами его считают недоразвитие позвонков, их клиновидную форму и другие аномалии скелета.
Плоскостопие. Деформация стоп, характеризующаяся стойким опущением их сводов, называется плоскостопием.
Различают продольное плоскостопие (опущен внутренний свод) и поперечное (опущен свод между головками плюсневых костей.
Плоскостопие бывает врожденное (возникает во внутриутробном периоде) и приобретенное. Последнее развивается прислабости мышц (в основном передней и задней большеберцовых), поддерживающих внутренний свод, при параличе нервов, длительной статической нагрузке и т. д. Людей с врожденным плоскостопием не более 5%, в основном оно бывает приобретенным.

Плоская стопа оставляет измененный след. Дети с плоскостопием или уплощением во время прогулок и экскурсий
быстро устают, отстают от здоровых, жалуются на боли в ногах, садятся отдохнуть и т. д.
Чтобы сохранить нормальный свод стоп, рекомендуются ежедневные гимнастические упражнения. Детям с уплощенными и плоскими стопами необходимы корригирующая гимнастика и стельки-супинаторы в повседневную обувь. Эти меры предупреждают прогрессирование начавшегося плоскостопия.
Стельки-супинаторы для детской обуви надо менять каждый год, так как с удлинением стоп меняется размер обуви.
Обувь на высоких каблуках – причина развития поперечного плоскостопия, так как хронические перегрузки переднего отдела стоп расслабляют его мышечно-связочный аппарат.
Спортивной обувью (тапочки, кеды и др.) можно пользоваться только на уроке физкультуры, для повседневной носки она не годится. Повседневная обувь должна иметь каблук, равный длины стопы, а тапочки – 0,5-0,8 см и обязательную шнуровку на тыле стопы.
Корригирующая гимнастика. Гимнастические упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата называются корригирующей гимнастикой. Это специально разработанные гимнастические комплексы, которые способствуют исправлению сутулости, плоскостопия, сколиозов и т. д. При этом имеется в виду максимальное укрепление различных мышечных групп и всего организма.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.