Профессиональная моральная ответственность


Профессиональная моральная ответственностьПрежде всего врачебная этика воспитывает в каждом враче, в каждой медицинской сестре личное сознание про­фессионального долга и профессиональной моральной ответ­ственности. Чувство, сознание долга-первые нравственные акции личности. Категория «долг» наиболее непосредственно отражает единство общественного и личного в понятиях морали. Когда человек подчиняется императивному повеле­нию чувства долга, мотив его поступка свободен от сообра­жений выгоды. Где человек действует в согласии с сознани­ем долга, он действует бескорыстно.Идея бескорыстной помощи врача больному органично входила в нравственный идеал передовых врачей прошлого. Из этого следует исключительное отношение врачебной профессии к этической категории «долг». Например, многие отечественные врачи до Великой Октябрьской революции непримиримо относились к частной практике. Так, возвраща­ясь к проблемам, поставленным В. В. Вересаевым в «Запи­сках врача», Д. Н. Жбанков писал в 1903 г.: «Каковы настро­ение и интерес врача-практика? Человек должен жить на получаемые непосредственно от больных рубли и копейки и, чтобы не умереть с голоду, должен желать, чтобы были больные, было много больных, и чтобы они предпочитали его другим врачам, одним словом, торговля с ее спросом и предложением. Сразу создается нездоровая, нежелательная обстановка-строить свое благополучие на несчастьи и болезни других»1.
Традиции отечественной медицины, когда порой служение врачей своему профессиональному долгу поднималось до героических высот, достойно продолжаются социалистиче­ским здравоохранением. В нашем сегодняшнем понимании категория «долг» во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным, как их долг перед профессией и перед обществом.
В представлении больного образцовый врач-это человек долга, т. е. для врача помощь больному – не только должно­стная обязанность, но подлинно моральное воздействие. Истинный врач всегда преодолеет те привходящие обсто­ятельства (эгоистические или корыстные соблазны), которые могут затруднить выполнение им его врачебного дела. О том же говорят бессмертные строки клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного…»1

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.