Проективные методы


23Так как в таких заданиях отсутствуют опре­деленная по содержанию задача и продуктивная цель, то испытуемый лишь выражает в деятельности свои ин­тересы, стремления, желания и потребности. Поэтому в проективных методах выразительная сторона деятель­ности проявляется очень отчетливо. Экспериментальный контроль выразительной деятельности в проективных методах может быть очень хорошо осуществлен.
Однако при исследовании темперамента психологическому истолкованию подвергается не содержание дея­тельности испытуемого, как это имеет место в психоло­гических исследованиях личности. Нас интересуют не скрытые желания, потребности, тенденции и установки личности, проявляющиеся в содержании деятельности, — их истолкование оставляет широкий простор для всякого рода субъективных домыслов. При изучении темпера­мента существенна лишь динамика изобразительной или выразительной деятельности, например скорость, сила, Длительность, устойчивость, плавность, порывистость и т. п. Динамические свойства выразительной деятель­ности в проективных методах могут быть установлены вполне объективно.
. Основная проблема теории темперамента, с нашей точки зрения, как говорилось выше, — взаимная связь свойств темперамента и отношений личности. Для того чтобы разрешить этот вопрос, свойства темперамента и общий тип высшей нервной деятельности необходимо систематически сопоставлять с отношениями личности. Какими методическими принципами при этом нужно руководствоваться? Отношение личности представляет собой целостную, характерную для данного человека систему мотивов, устойчиво и постоянным образом прояв­ляемых в определенной и типичной ситуации деятель­ности. Так, например, отношение к труду характеризует­ся совокупностью тех мотивов, которые человек обычно проявляет в ситуации производительного труда, — любовь к своей профессии, потребность в активной творческой деятельности, стремление служить своим трудом кол­лективу, обществу и т. д. В эксперименте мы не в со­стоянии строго контролировать все те мотивы, которые в совокупности характеризуют данное отношение лич­ности, так как каждый из этих мотивов проявляется при специфических изменениях условий деятельности. По­этому в эксперименте мы изменяем отношение личности, воздействуя преимущественно на какой – либо один мотив, но при том такой именно, в котором наиболее полно от­ражается отношение личности. Так, например, вызывая интерес к заданию, мы тем самым в наибольшей степени изменяем и отношение испытуемого к заданию.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.