Повседневная объективная деятельность человека
И действительно, диалектический метод Гегеля явился одним из теоретических источников марксизма. Одну из заслуг Гегеля как представителя немецкого классического идеализма подчеркнул Маркс в тезисах о Л. Фейербахе. В первом тезисе он указывает, что идеализму удалось преодолеть пассивно-созерцательный подход старого материализма к пониманию человеческой личности и развить идею активной, действенной стороны сознания ее, но только абстрактно, исходя из принципов идеализма. Наиболее крупные исследования по проблеме человека неизбежно затрагивали гносеологические, морально-этические и психофизиологические стороны его сознательной деятельности. В результате эта проблема становилась ареной острой идеологической борьбы, ибо такая полемика непосредственно примыкает к мировоззренческой борьбе вокруг основного вопроса в философии. Весьма показательна эволюция во взглядах ведущих идеологов буржуазного общества на идеологическое содержание сознания личности. В период, предшествовавший французской революции, буржуазия устами просветителей Ф. Вольтера, Ж. Руссо, Д. Дидро и др. воспевала разум человеческой личности, ее сознание и изгнала идею бога. На следующем этапе исторического процесса идеолог буржуазии И. Кант в своих трудах уже принижал значение могущества знаний человека, чтобы втиснуть веру в бога в его сознание. Другой идеолог того же класса – Г. Гегель – всячески возвеличивал роль знаний, и в то же время пытался доказывать, что знание есть знание бога.
Метки: деятельность, упражнение, формаСтраницы: 1 2