Повседневная объективная деятельность человека


И действительно, диалектический метод Гегеля явил­ся одним из теоретических источников марксизма. Одну из заслуг Гегеля как представителя немецкого класси­ческого идеализма подчеркнул Маркс в тезисах о Л. Фейербахе. В первом тезисе он указывает, что идеа­лизму удалось преодолеть пассивно-созерцательный под­ход старого материализма к пониманию человеческой личности и развить идею активной, действенной стороны сознания ее, но только абстрактно, исходя из принципов идеализма. Наиболее крупные исследования по проблеме чело­века неизбежно затрагивали гносеологические, мораль­но-этические и психофизиологические стороны его созна­тельной деятельности. В результате эта проблема стано­вилась ареной острой идеологической борьбы, ибо такая полемика непосредственно примыкает к мировоззренче­ской борьбе вокруг основного вопроса в философии. Весьма показательна эволюция во взглядах ведущих идеологов буржуазного общества на идеологическое со­держание сознания личности. В период, предшествовав­ший французской революции, буржуазия устами просве­тителей Ф. Вольтера, Ж. Руссо, Д. Дидро и др. воспева­ла разум человеческой личности, ее сознание и изгнала идею бога. На следующем этапе исторического процесса идеолог буржуазии И. Кант в своих трудах уже прини­жал значение могущества знаний человека, чтобы втис­нуть веру в бога в его сознание. Другой идеолог того же класса – Г. Гегель – всячески возвеличивал роль зна­ний, и в то же время пытался доказывать, что знание есть знание бога.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.