Повседневная объективная деятельность человека


Повседневная объективная деятельность человекаМногогранная повседневная объективная деятель­ность человека, в которой его субъективные намерения реализуются путем непрерывных повторных упражне­ний, объединяется и приобретает привычную форму. Привычку Г. Гегель считает сделанной второй природой человека: она служит весьма важным механизмом внед­рения душевного в телесное и овладения собственным те­лом. В привычке телесность становится чем-то без вся­кого сопротивления пронизанным духовным содержани­ем. «Так возникает через разобщение души со своей те­лесностью и снятия этого разобщения, опосредствован­ное единство… внутреннего и внешнего начала»Однако в этом единстве Г. Гегель усматривает при­мат духовной субстанции над материальным. Он убеж­ден, что все материальное снимается действующим в природе духом, и это снятие завершается в субстанции души, поскольку она выступает как идеальность всего материального. Все, что называется материей, сколько бы ни каза­лась она самостоятельной, всегда познается как что-то зависимое по отношению к духу, в приведенных выше рассуждениях философ глубоко проникает в механизм взаимодействия духовного и телесного, которое приво­дит к господству сознания над своим телом и использо­ванию его в качестве удобного орудиям Нитая Г. Гегеля с позиции материализма, мы прихо­дим к выводу, что осознанная психическая деятельность человека в процессе его онтогенетического социального развития овладевает телесными функциями организма и управляет ими посредством механизма привычной пси­хической автоматизации) Обнаруживая блестящую ло­гику суждения, Г. Гегель в ряде мест высказывает мыс­ли материалистического характера. Например, он вы­нужден признать, что душа будет свободной в своем теле лишь тогда, когда личность будет вести себя соответ­ственно с законами телесного организма, т. е. подчинять­ся объективным закономерностям природы. Далее автор с непревзойденным диалектическим мастерством пока­зывает процесс прижизненного развития у человека сложных привычек, навыков и умений в повседневном поведении, регулируемом его сознанием.
Наличие своеобразного духовного отпечатка он ви­дит в мимической игре мышц лица, вертикальном поло­жении и выразительных движениях тела, осанке, поход­ке, жестикуляциях, речи, движениях руки как подвижно­го орудия деятельности, присущего только человеку. И это дает ему основание писать следующее: «… со своей чисто телесной стороны человек не очень отличается от обезьяны, но по проникнутому духом внешнему виду он до такой степени отличается от названного животного, что между явлением этого последнего и явлением птицы существует меньшее различие, чем между телом челове­ка и телом обезьяны». Г. В. Плеханов в статье, посвященной 60-й годовщи­не смерти Г. Гегеля, метко охарактеризовал его как ве­личайшего из идеалистов, который как будто задался це­лью расчистить поле для материализма. Далее Г. В. Пле­ханов писал, что ученые – представители буржуазии осуждают Гегеля, так как понимают или инстинктивно чувствуют новаторский дух его философии. В. И. Ленин заканчивает свой конспект «Наука логи­ки» следующими словами: «Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод – это крайне замечательно. И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. „Противоречиво», но факт!».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.