Повседневная объективная деятельность человека
Многогранная повседневная объективная деятельность человека, в которой его субъективные намерения реализуются путем непрерывных повторных упражнений, объединяется и приобретает привычную форму. Привычку Г. Гегель считает сделанной второй природой человека: она служит весьма важным механизмом внедрения душевного в телесное и овладения собственным телом. В привычке телесность становится чем-то без всякого сопротивления пронизанным духовным содержанием. «Так возникает через разобщение души со своей телесностью и снятия этого разобщения, опосредствованное единство… внутреннего и внешнего начала»Однако в этом единстве Г. Гегель усматривает примат духовной субстанции над материальным. Он убежден, что все материальное снимается действующим в природе духом, и это снятие завершается в субстанции души, поскольку она выступает как идеальность всего материального. Все, что называется материей, сколько бы ни казалась она самостоятельной, всегда познается как что-то зависимое по отношению к духу, в приведенных выше рассуждениях философ глубоко проникает в механизм взаимодействия духовного и телесного, которое приводит к господству сознания над своим телом и использованию его в качестве удобного орудиям Нитая Г. Гегеля с позиции материализма, мы приходим к выводу, что осознанная психическая деятельность человека в процессе его онтогенетического социального развития овладевает телесными функциями организма и управляет ими посредством механизма привычной психической автоматизации) Обнаруживая блестящую логику суждения, Г. Гегель в ряде мест высказывает мысли материалистического характера. Например, он вынужден признать, что душа будет свободной в своем теле лишь тогда, когда личность будет вести себя соответственно с законами телесного организма, т. е. подчиняться объективным закономерностям природы. Далее автор с непревзойденным диалектическим мастерством показывает процесс прижизненного развития у человека сложных привычек, навыков и умений в повседневном поведении, регулируемом его сознанием.
Наличие своеобразного духовного отпечатка он видит в мимической игре мышц лица, вертикальном положении и выразительных движениях тела, осанке, походке, жестикуляциях, речи, движениях руки как подвижного орудия деятельности, присущего только человеку. И это дает ему основание писать следующее: «… со своей чисто телесной стороны человек не очень отличается от обезьяны, но по проникнутому духом внешнему виду он до такой степени отличается от названного животного, что между явлением этого последнего и явлением птицы существует меньшее различие, чем между телом человека и телом обезьяны». Г. В. Плеханов в статье, посвященной 60-й годовщине смерти Г. Гегеля, метко охарактеризовал его как величайшего из идеалистов, который как будто задался целью расчистить поле для материализма. Далее Г. В. Плеханов писал, что ученые – представители буржуазии осуждают Гегеля, так как понимают или инстинктивно чувствуют новаторский дух его философии. В. И. Ленин заканчивает свой конспект «Наука логики» следующими словами: «Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод – это крайне замечательно. И еще одно: в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. „Противоречиво», но факт!».
Метки: деятельность, упражнение, форма
Страницы: 1 2