Понятие нервозности


Понятие нервозности мы берем в обычном и вместе с тем самом широком смысле слова. Мы понимаем под ней общую ненормально повышенную или пониженную возбудимость и чувствительность всей нервной организа­ции ребенка к исходящим извне и изнутри раздражениям, затрудняющую в более или менее сильной степени процесс приспособления ребенка к окружающей среде и понижаю­щую его сопротивляемость и работоспособность.Ввиду объединяющей и регулирующей роли нервной системы и той тесной связи, которая существует между деятельностью различных ее отделов (центральной и веге­тативной) и деятельностью желез внутренней секреции, вполне понятно, что всякого рода изменения в отправле­ниях нервной системы связаны с расстройствами в раз­личных органах и с изменениями в характере.
Сплошь и рядом чувствительная, легко возбудимая нервная организация ребенка, сильно и болезненно реаги­рующая даже на незначительные неправильности в вос­питании и изъяны в окружающей обстановке, идет рука об руку с превосходящим средний уровень интеллектом, с богатыми творческими и социально-этическими возмож­ностями.
Социальное значение детской нервозности вытекает еще из другого факта, а именно из факта ееиндуци­рующей способности, т. е. способности передаваться дру­гим детям и влиять на общую установку и продуктивность всего детского коллектива, членом которого является дан­ный нервный ребенок.
Мы слишком односторонне всегда рассматриваем ре­бенка – лишь как объект воспитания – и упускаем из виду, что ребенок является не только воспитанником, но и воспитателем и что его воздействие на окружающую детскую среду часто более значительно, чем воздействие самого педагога. И как раз воздействие нервного ребенка бывает особенно сильно.
Для выяснения мер профилактики и борьбы с детской нервозностью необходимо знать источники, питающие ее. Эти источники разнообразны, и весьма вероятно, что в каждом отдельном случае нервозность ребенка питается из нескольких источников. Однако руководящее значение для педагога имеет положение, опирающееся как на кли­нические наблюдения врачей, так и на опыт повседневной жизни, а именно, что нервным ребенок в значи­тельном большинстве случаев не рожда­ется, а становится.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.