Понятие нервозности
Понятие нервозности мы берем в обычном и вместе с тем самом широком смысле слова. Мы понимаем под ней общую ненормально повышенную или пониженную возбудимость и чувствительность всей нервной организации ребенка к исходящим извне и изнутри раздражениям, затрудняющую в более или менее сильной степени процесс приспособления ребенка к окружающей среде и понижающую его сопротивляемость и работоспособность.Ввиду объединяющей и регулирующей роли нервной системы и той тесной связи, которая существует между деятельностью различных ее отделов (центральной и вегетативной) и деятельностью желез внутренней секреции, вполне понятно, что всякого рода изменения в отправлениях нервной системы связаны с расстройствами в различных органах и с изменениями в характере.
Сплошь и рядом чувствительная, легко возбудимая нервная организация ребенка, сильно и болезненно реагирующая даже на незначительные неправильности в воспитании и изъяны в окружающей обстановке, идет рука об руку с превосходящим средний уровень интеллектом, с богатыми творческими и социально-этическими возможностями.
Социальное значение детской нервозности вытекает еще из другого факта, а именно из факта ееиндуцирующей способности, т. е. способности передаваться другим детям и влиять на общую установку и продуктивность всего детского коллектива, членом которого является данный нервный ребенок.
Мы слишком односторонне всегда рассматриваем ребенка – лишь как объект воспитания – и упускаем из виду, что ребенок является не только воспитанником, но и воспитателем и что его воздействие на окружающую детскую среду часто более значительно, чем воздействие самого педагога. И как раз воздействие нервного ребенка бывает особенно сильно.
Для выяснения мер профилактики и борьбы с детской нервозностью необходимо знать источники, питающие ее. Эти источники разнообразны, и весьма вероятно, что в каждом отдельном случае нервозность ребенка питается из нескольких источников. Однако руководящее значение для педагога имеет положение, опирающееся как на клинические наблюдения врачей, так и на опыт повседневной жизни, а именно, что нервным ребенок в значительном большинстве случаев не рождается, а становится.
Метки: возбудимость, нервозность, чувствительность
Страницы: 1 2