Отношение взрослых к детям


Существенное устремление всей научной и популяризаторской деятельности Е. А. Аркина состояло в том, чтобы разбить этот предрассудок, показать несостоя­тельность подобного «высокомерного» отношения взрослых к детям. Обладая огромным опытом врачебной и педагоги­ческой работы, будучи широко эрудированным и наблю­дательным человеком, Ефим Аронович понимал исключи­тельное, в определенном смысле решающее значение ран­него и дошкольного детства для всего последующего физического и духовного облика человека. Е. А. Аркин с сочувствием приводил высказывание Л. Н. Толстого, ко­торый с присущей ему остротой следующим образом сфор­мулировал свое отношение к раннему детству: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и при­обретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг»Ребенок – это еще незрелое существо, но он – становя­щаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности, склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения со взрослыми и другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. И’ во всем этом ребенок целостен, един. При оценке его качеств и возможностей взрослые – воспитатели не должны терять из виду ни одной грани пусть еще не развернувшейся, но уже многосторонней и вместе с тем целостной личности ребенка.
Эта позиция Е. А. Аркина имеет не только большое гуманистическое звучание, но и сугубо практический смысл. Воспитатели должны быть предельно внимательны к малышам и к их внутреннему миру, должны неустанно помнить об их исключительной чувствительности как к хорошему, так и плохому. Ребенок, конечно, не «малень­кий взрослый», но, подобно взрослому, он уже обладает своей индивидуальностью и своими запросами. Искусство воспитателя требует всестороннего учета особенностей дет­ской личности.
Малыш не только индивидуален в своих проявлениях – он и весьма активен как в ориентировке на окружающее, так и в своих практических действиях. Е. А. Аркин при­водит очень живо описанный Идельбергером один час жиз­ни одиннадцатимесячного ребенка, наполненный неустан­ной обследовательской работой, подражанием движениям взрослых, попытками по-своему орудовать предметами и т. д.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.