Отношение взрослых к детям
Двигательная активность ребенка столь велика и многообразна по содержанию, что Е. А. Аркин называет подвижность естественной стихией ребенка. В этом он правомерно усматривает исключительное значение «дела» для формирования познавательной способности ребенка, для которого мир открывается вначале лишь постольку, поскольку он нечто трогает, передвигает, видоизменяет. Ефим Аронович метко замечает, что маленький ребенок даже «чувствует мускулами». В этой жизненной функции движений заключен секрет неутомимости детей в играх, а также их склонность к непоседливости (Е. А. Аркин справедливо указывает, что воспитатели не должны препятствовать – конечно, в разумных пределах – двигательной активности детей, особенно в играх).
В своих работах Ефим Аронович рассматривает особенности движений детей на разных этапах дошкольного детства, а также указывает ряд воспитательных мер, предупреждающих возможные вредные последствия чрезмерной активности для организма ребенка. Соответствующие статьи второго раздела книги познакомят читателя с системой физического воспитания дошкольников, разработанной Е. А. Аркиным и сыгравшей важную роль в практике детский яслей и садов. Особое значение, на наш взгляд, имеют те рекомендации, направлены на закаливание организма ребенка, на формирование у детей культурно-гигиенических привычек, а также навыков соблюдения режима. Примечательно, что Ефим Аронович писал не только о телесной гигиене, но и о гигиене духовной жизни ребенка. При этом в своих рекомендациях он конкретизировал то общее отношение к личности детей, о котором мы говорили выше. Максимум внимания к потребностям и переживаниям ребенка, полное уважение к нему при соответствующих требованиях – таков принцип. Важным условием проведения его в жизнь является, как неоднократно подчеркивал Е. А. Аркин, создание радостной, спокойной обстановки вокруг ребенка, оптимизм и доброжелательность взрослых. Казалось бы, простое условие, но как часто взрослые вольно или невольно нарушают его!
Страницы: 1 2