Понятие индивид


Понятие индивидДалее нужно заметить, что такое разграничение по­нятия индивида (как сугубо биологического образова­ния) и понятия личности (как сугубо социального обра­зования) не согласуется с фундаментальным методоло­гическим принципом о двойственной природе человече­ской личности, изложенным в «Немецкой идеологии» К. Марксом и Ф. Энгельсом.В другом труде, приведенном самим автором, указы­вается на двойственность сущности человека – с одной стороны, как «субъекта природы», а с другой – как «субъекта общества».
Если А. Н. Леонтьев в своей концепции разграничи­вает человека на уровни индивида и личности, отделяя их во временном отношении, то К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают в сущности человеческой личности одно­временное внутреннее диалектическое противоречивое единство социальной и биологической сторон природы личности.
А. Н. Леонтьев строит теорию личности на основе разграничения фило- и онтогенетического развития чело­века, биологических и социальных факторов в процессе формирования личности, что неизбежно приводит к рас­щеплению понятия человека на два единства, две цело­стности – индивида и личности. Создается впечатление эклектического их соединения и параллельного сосуще­ствования.
Между тем идея К. Маркса о двойственной природе человека вскрывает внутреннее диалектическое единство социального и биологического – «субъекта природы» и «субъекта общества». Здесь обнаруживается органиче­ская целостность понятия человека.
В. Ф. Ломов резонно отмечает, что процесс становле­ния личности в психологии нередко рассматривается од­носторонне- только в социальном плане. «Формирова­ние тех или иных личностных свойств возможно только при определенных уровнях нервно-психического разви­тия человека. Эти уровни являются необходимым внут­ренним условием становления личности»
Н. П. Дубинин также весьма убедительно указывает на внутреннюю органическую связь генетической кон­ституции и социального воспитания личности: «Разнооб­разие людей, уникальность каждого человека по его ге­нетической конституции и создает подчас сложные про­блемы и при его воспитании»2.
Индивидуальная структура личности формируется не только условиями социальных отношений и деятельно­сти, но и биологическими, генетическими задатками, особенностями телосложения, высшей нервной деятель­ностью, темпераментом, мужским либо женским полом с его качественными физическими и духовными особен­ностями.
Вместе с тем общеизвестно, что биологические фак­торы преобразуются социальными. Так, В. Н. Мясищев в книге «Личность и неврозы» пишет, что инстинкты утрачивают у человека свое непосредственное выраже­ние и свою определяющую силу, но они у него, как у всякого «природного существа», сохраняются как источ­ник импульсов, переделываются высшими условнореф-лекторными образованиями и возбуждаются или тормо­зятся в зависимости от общественных условий воспи­тания 3.

Метки: , ,

Страницы: 1 2