Понятие индивид
Далее нужно заметить, что такое разграничение понятия индивида (как сугубо биологического образования) и понятия личности (как сугубо социального образования) не согласуется с фундаментальным методологическим принципом о двойственной природе человеческой личности, изложенным в «Немецкой идеологии» К. Марксом и Ф. Энгельсом.В другом труде, приведенном самим автором, указывается на двойственность сущности человека – с одной стороны, как «субъекта природы», а с другой – как «субъекта общества».
Если А. Н. Леонтьев в своей концепции разграничивает человека на уровни индивида и личности, отделяя их во временном отношении, то К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают в сущности человеческой личности одновременное внутреннее диалектическое противоречивое единство социальной и биологической сторон природы личности.
А. Н. Леонтьев строит теорию личности на основе разграничения фило- и онтогенетического развития человека, биологических и социальных факторов в процессе формирования личности, что неизбежно приводит к расщеплению понятия человека на два единства, две целостности – индивида и личности. Создается впечатление эклектического их соединения и параллельного сосуществования.
Между тем идея К. Маркса о двойственной природе человека вскрывает внутреннее диалектическое единство социального и биологического – «субъекта природы» и «субъекта общества». Здесь обнаруживается органическая целостность понятия человека.
В. Ф. Ломов резонно отмечает, что процесс становления личности в психологии нередко рассматривается односторонне- только в социальном плане. «Формирование тех или иных личностных свойств возможно только при определенных уровнях нервно-психического развития человека. Эти уровни являются необходимым внутренним условием становления личности»
Н. П. Дубинин также весьма убедительно указывает на внутреннюю органическую связь генетической конституции и социального воспитания личности: «Разнообразие людей, уникальность каждого человека по его генетической конституции и создает подчас сложные проблемы и при его воспитании»2.
Индивидуальная структура личности формируется не только условиями социальных отношений и деятельности, но и биологическими, генетическими задатками, особенностями телосложения, высшей нервной деятельностью, темпераментом, мужским либо женским полом с его качественными физическими и духовными особенностями.
Вместе с тем общеизвестно, что биологические факторы преобразуются социальными. Так, В. Н. Мясищев в книге «Личность и неврозы» пишет, что инстинкты утрачивают у человека свое непосредственное выражение и свою определяющую силу, но они у него, как у всякого «природного существа», сохраняются как источник импульсов, переделываются высшими условнореф-лекторными образованиями и возбуждаются или тормозятся в зависимости от общественных условий воспитания 3.
Метки: индивид, образование, понятие
Страницы: 1 2