Диалектика познания и чувства
Акт чувственно-предметной сферы сознания обнаруживает в себе двойственный характер: к единичному чувственному образу внешнего предмета присоединяется предшествующий накопленный обобщенный опыт в форме системных автоматизированных чувствований гностической природы. Помимо этой особенности чувственного обобщения, гностическим чувствам свойственно также проявление эмоционального тона. Например, укол в палец булавкой вызывает в нас чувство боли, и в то же время это сопровождается осознанием, пониманием этого действия.
Если я ощущаю во рту горький вкус вещества и познаю это свойство вещества, то оно сопровождается общим чувством неприятного. Когда слушаю звуки прекрасной музыки, их восприятие вызывает чувство наслаждения. Но бывает и иначе. На человека, находящегося в состоянии сильного аффекта, определенная музыка может оказать иное воздействие, чем когда он находится в спокойном состоянии.
Интересно в этом отношении самонаблюдение психолога В. Джемса во время морского путешествия: «Немногие романы,- пишет он,- читаются с таким веселым чувством, какТри мушкетера» А. Дюма. А между тем я могу засвидетельствовать, что, читая этот роман во время морской болезни, я почерпнул из него только чувство глубокого отвращения к той жестокости и резне, виновниками которой были герои романа – Атос, Пор-тос и Арамис». Здесь проявляется обратное влияние чувств на познавательное содержание.
Диапазон сферы чувств в широком понимании очень велик: сюда входят биологические влечения, которые, трансформируясь, приобретают у человека специфически человеческий характер (страсти, аффекты, проявляющиеся в норме и патологии). Особую роль выполняют высшие социально-этические формы проявления эмоциональной деятельности.
Мыслительная сфера большей частью выступает во внутреннем единстве с аффективной направленностью. Нарушение этого единства особенно выражение наблюдается в патологии. Исследования биологических основ эффективности (работы Гэда, Мюллера, Ферстера и М. И. Аствацатурова) на патологическом материале показали, что в нашей сознательной психической жизни важную роль играют не только кора, но и подкорковая область мозга.
Тем самым выяснилась сложная структура эффективности, которую традиционная психология отождествляла с представлениями. В основе теории эпикритической и протопатической эффективности (М. И. Аствэца-туров) было выдвинуто этажное расположение двух самостоятельных форм эффективности – эволюционно молодой корково-эпикритической и филогенетически древней таламо-протопатической.
Этот взгляд находит свою опору в учении Г. Спенсера и Ю. Джексона о «диссолюции». Усилиями Гэда, Ферстера, М. И. Аствацэтурова, М. Б. Кроля и др. была выдвинута концепция о наличии в подкорковой зоне головного мозга человека в замаскированной и неизменной форме древней, присущей нашим животным предкам мощной протопатической эффективности, которая выявляется лишь в патологии.
Метки: диалектика, образ, характер
Страницы: 1 2