Положительные педагогические качества


В отличие от песка глина не является столь рас­пространенным материалом, всегда имеющимся под руками у ребенка.Она оказывает значительное сопротивление неопытным, слабым детским ручкам, и именно в этой сопротивляемости и вместе с тем пластичности заключается ее привлекатель­ность для ребенка и положительные педагогические каче­ства. На известной стадии развития ребенок находит удо­вольствие в преодолевании препятствий, и первые игры и занятия с глиной начинаются с разрывания ее, разламы­вания на куски. Стремясь овладеть материалом, ребенок сначала раскатывает глину, приплющивает ее, пристукива­ет. Эти манипуляции относятся к самому раннему возра­сту, к 2-2 72 годам, затем, подобно тому как после первых каракуль появляются попытки оформления изображения на основании какого-либо случайного сходства, так и при лепке проявляется стремление к оформлению и материализированию своего опыта.
Это оформление, как и при рисовании, носит вначале чисто случайный характер, а затем в ряду повторных упражнений случайно полученная форма совершенствует­ся и все более приближается к реальности.
В этом процессе подражание играет огромную роль. Впрочем, обычно даже к концу четвертого года лепка де­тей чрезвычайно несовершенна.
С точки зрения гигиенической глина представляет собой сравнительно безопасный материал. Контроль должен главным образом заключаться в том, чтобы не допускать к совместным занятиям детей, страдающих кожными бо­лезнями, подозрительными в смысле возможности зараже­ния, так как глина в большей степени, чем песок, переходя из рук в руки, при наличии почти всегда у детей на руках трещин и заусениц, может стать распространителем болезни. Время от времени следует глину заменять све­жей.
Глина является первым материалом, на котором ребе­нок испытывает свою силу и способность не только ис­пользовать то, что дает материальное окружение, но и изменять его.
Впервые в работе с глиной вырисовывается перед ре­бенком сначала смутно сознаваемая и случайно откры­вающаяся, а затем все яснее выступающая и осознаваемая возможность воспроизводить свой опыт, получать жела­тельные формы, иными словами, по своему произволу из­менять и творить.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.