Определение индивидуализации
Разумное воспитание вовсе не призвано обострять все индивидуальные особенности ребенка, потворствовать им, наоборот, во многих случаях оно должно стремиться постепенно ликвидировать их, сглаживать и стирать шероховатости, мешающие жизни ребенка в коллективе. Только те особенности, которые полезны для роста детской личности и которые составляют социальную ценность, должны находить почву для своего проявления и расцвета. Именно семейное воспитание вследствие неправильного поведения родителей, неправильного отношения родителей, неправильного отношения взрослых к ребенку принимает иногда резко выраженные индивидуалистические черты. Но мы с ними боремся и должны бороться.
В системе общественного коммунистического воспитания рядом с принципом индивидуализации воспитания господствует прекрасный принцип равенства, который не должны упускать из виду воспитатели и который представляет собой одно из ценнейших преимуществ нашего общественного воспитания перед семейным. Чувство равенства ребенок испытывает на каждом шагу, и оно имеет огромное воспитательное значение: способствует правильной оценке ребенком своих сил и закладывает в нем фундамент уважения к чужой личности.
Но это чувство равенства ребенок должен испытывать не только в своих отношениях с детьми, но и в отношении к нему педагога, имеющем такое огромное влияние на развитие характера ребенка. Каждый ребенок имеет жизненную потребность во внимании, ласке, приветливом обращении, поощрении, помощи и руководстве со стороны взрослого, и хороший педагог удовлетворяет эту потребность. Однако эта потребность должна удовлетворяться не как исключительное право отдельных детей, а как результат интимного, любовного/дружеского чувства педагога к каждому ребенку.
Страницы: 1 2