Определение индивидуализации
Упрощенное, прямолинейное толкование определения индивидуализации приводит некоторых (даже ученых-психологов) к такому рассуждению: так как, мол, каждый ребенок своеобразен, то к каждому ребенку требуется особый подход, и если уклонения у ребенка значительны, то такой исключительный ребенок нуждается в особой, исключительной педагогике. Такой вывод не только не плодотворен, но и неверен, а во многих случаях вреден и может завести педагога в трясину. Вот почему в дополнение к общепринятому правильному, но одностороннему определению индивидуализации я считаю нужным выдвинуть другое, более широкое и в практическом отношении более плодотворное определение: индивидуализация заключается в умении применять общие законы развития и воспитания ребенка, добытые наукой и практикой, в конкретных условиях данного случая.Своеобразие личности не должно накладывать на ребенка печать исключительности и не требует создания исключительной педагогики. Общие законы развития и воспитания, которые следует внимательно изучать, уточнять и углублять, должны всегда служить руководящей нитью для воспитателя, но в каждом отдельном случае выводы из этих законов, диктующие определенные прпемы и мероприятия, должны быть сделаны на основе учета тех конкретных условий, в которых совершался и совершается путь развития данного ребенка.
Переходим к рассмотрению следующих двух тесно связанных друг с другом вопросов: о пределах индивидуализации в воспитании и тех ошибках, которые проникают в нашу педагогическую практику под лозунгом индивидуализации. Начнем с первого вопроса: о пределах индивидуализации. Нет, кажется, такой истины, такого разумного принципа, упрощенное, однобокое толкование которых, не считающееся с реальными конкретными жизненными условиями, не могло не привести к нелепости. Так и с принципом индивидуализации. Один современный американский исследователь (Burk) пишет: «Так как каждый ребенок своеобразен и неповторим, то неповторимо его воспитание, и для двух детей не может быть одной и той же педагогики». Подобные взгляды не только неосуществимы и фантастичны, но в корне неправильны и вредны, они толкают на путь не индивидуализации воспитания, а индивидуалистического воспитания.
Метки: индивидуализация, определение, подход
Страницы: 1 2