Определение индивидуализации


Упрощенное, прямолинейное толкование определения индивидуализации приводит некоторых (да­же ученых-психологов) к такому рассуждению: так как, мол, каждый ребенок своеобразен, то к каждому ребенку требуется особый подход, и если уклонения у ребенка зна­чительны, то такой исключительный ребенок нуждается в особой, исключительной педагогике. Такой вывод не только не плодотворен, но и неверен, а во многих случаях вреден и может завести педагога в трясину. Вот почему в дополнение к общепринятому правильному, но односто­роннему определению индивидуализации я считаю нуж­ным выдвинуть другое, более широкое и в практическом отношении более плодотворное определение: индиви­дуализация заключается в умении при­менять общие законы развития и воспи­тания ребенка, добытые наукой и практикой, в конкретных условиях данного случая.Своеобразие личности не должно накладывать на ре­бенка печать исключительности и не требует создания исключительной педагогики. Общие законы развития и воспитания, которые следует внимательно изучать, уточ­нять и углублять, должны всегда служить руководящей нитью для воспитателя, но в каждом отдельном случае выводы из этих законов, диктующие определенные прпе­мы и мероприятия, должны быть сделаны на основе учета тех конкретных условий, в которых совершался и совер­шается путь развития данного ребенка.
Переходим к рассмотрению следующих двух тесно свя­занных друг с другом вопросов: о пределах индивидуали­зации в воспитании и тех ошибках, которые проникают в нашу педагогическую практику под лозунгом индиви­дуализации. Начнем с первого вопроса: о пределах инди­видуализации. Нет, кажется, такой истины, такого ра­зумного принципа, упрощенное, однобокое толкование которых, не считающееся с реальными конкретными жизненными условиями, не могло не привести к нелепо­сти. Так и с принципом индивидуализации. Один совре­менный американский исследователь (Burk) пишет: «Так как каждый ребенок своеобразен и неповторим, то непо­вторимо его воспитание, и для двух детей не может быть одной и той же педагогики». Подобные взгляды не только неосуществимы и фантастичны, но в корне неправильны и вредны, они толкают на путь не индивидуализации воспитания, а индивидуалистического воспитания.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.