Обобщающие значения


25«Всякое слово (речь) уже обобщает». Обобщающее значение имеет всякое слово, указывающее на черту характера. Говоря об ученике, что он активен, мы тем самым относим его к категории активных учеников, делаем его представителем этой категории учащихся. Давая характеристику детей, учителя обычно отмечают не только индивидуальные, но и групповые типичные черты, отразившиеся в индивидуальности ученика.
При теоретическом анализе типического и типа как вопло­щения в индивидуальном человеке черт, общих для группы лю­дей, совершенно необходимо в достаточной мере использовать материалы художественной литературы. Литературные типы хо­рошо известны, они вошли в быт, и потому суждения о них воз­можно проверить. В. И. Ленин не раз обращался к художест­венно-литературным примерам для иллюстрации типического в жизни. В психологии часто типология характера раскрывается значительной мере на литературных примерах. «Классификация личностей» А. Ф. Лазурского почти полностью построена на ли­тературном материале, что, конечно, не является случайностью. При анализе типического и типа в советской психологии необхо­димо использовать художественную литературу, в том числе и классическую.
Но, как выше говорилось, ограничиваться при изу­чении характера тем источником, который содержится в худо­жественной литературе, не следует. Литературные типы имеют свои особенности как художественные обобщения: они в какой-то мере являются субъективным отражением, конструкцией жизни.
Кроме того, в типах как литературно-художественных обра­зах намеренно подчеркиваются некоторые черты человека, кото­рые в жизни часто оказываются затушеванными, менее внешне выделяющимися среди других черт. А. И. Герцен писал: «Типы легко охватывают различия, для резкости в них увеличивают углы и выпуклости, обводят густой краской пределы, обрывают связи, переливы теряются. К тому же мы грузим на плечи типов больше, чем они могут вынести». Но нагруженность литературно-художественного типа резко выраженны­ми обобщенными чертами, если это сделано художественно правдиво, не лишает такой тип огромного жизненного зна­чения.
Таким образом, давая теоретический анализ типическо­го, следует учитывать как литературные, так и жизненные типы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.