Неврозоподобная стадия


В непсихотической или неврозоподобной стадии при относительной сохранности личности больные к своим жалобам прибавляют слова «как будто» и «кажется». В этом периоде болезни обычно отмечаются элементы распада сенсорных функций, обнаруживающие проме­жуточные компоненты целостного акта чувственно-пред­метной сферы сознания.Человек, который никогда не задумывался над тем, как он воспринимает, представляет, думает и действует, вдруг обнаруживает странные, необычные переживания чуждости, навязчивости, недостоверности воспринимае­мых извне образов и самовосприятия. Он критически оценивает их патологический характер, пытается корри­гировать, преодолевать их в мыслях. Возникает чувство напряженности, тревоги, утомляемость и беспомощность.
На определенном этапе процесс инверсии приводит к перерастанию в психотическую стадию, и в состоянии больного возникают качественно иные сдвиги. Если в допсихотической стадии в основе описанной выше пато­логии выявился механизм психического отчуждения, то в следующей психотической стадии картина отчуждения осложняется механизмом патологического присвоения в сознании личности. Здесь уже формируется галлюцинаторно-бредовая продукция. Если в неврозоподобной ста­дии больной искал причину заболевания в себе, то теперь он перемену своего состояния связывает с внеш­ними недоброжелательными воздействиями. В психопа­тологической картине уже господствует переживание то­тального (а не двойственного) отчуждения личности, ее воли, мыслей, речевого акта и других действий. Возни­кает уже некритическое чувство превращения в автомат, который думает, говорит и действует только под внеш­ним, чаще всего враждебным воздействием. Таким обра­зом, неврозоподобная стадия с наличием синдрома де­персонализации трансформируется в психотическую стадию патологического автоматизма с формированием синдрома Кандинского – Клерамбо.
Психические функции нашего сознания включают в себя субъективное содержание отображаемых явлений внешнего и внутрителесного мира; иначе нельзя предста­вить, каким образом мы узнаем воспринимаемые пред­меты, понимаем внутренний смысл своей и чужой речи и познаем телесные функции.
Еще Г. Гегель писал, что содержание составляет предмет сознания. К. Маркс также подчеркивал, что пси­хология должна стать действительно содержательной и реальной наукой. Анализ индивидуального сознания че­ловека невозможен без раскрытия его конкретного со­держания.
Проблема образования высших автоматизированных системных навыков в актах восприятия, мышления и действия, в особенности их патологическая деавтоматизация в виде клинических картин деперсонализации и психического «автоматизма», тесно связана с вопросом о существовании интегрирующих системных гностиче­ских чувств.
Приведенные нами клинические наблюдения показы­вают, что речь идет не о поражении некоей «субстанции Я», а о нарушении особой гностической функции, кото­рая обычно незаметна в целостной деятельности созна­ния личности. Она обычно негативно обнаруживается в патологии психических функций при их дезинтеграции, вернее выявляется факт ее нарушения. Эта гностическая функция, по-видимому, участвует в неосознаваемой сфере нашего сознания. В главе о сознательной и неосо­знаваемой сферах мы вернемся к этой проблеме. Ука­занная гностическая функция и есть те интегрирующие системные гностические чувства, которые обогащают по­знавательным содержанием образы в восприятиях, мыш­лении, эмоциях и двигательных актах.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.