Нервно-психические особенности ребенка средней группы
Процесс развития нервной системы на протяжении пятого года жизни делает большой шаг вперед. У пятилетнего ребенка наблюдаются заметные качественные сдвиги во всей работе нервной системы и главным образом ее высшего отдела – головного мозга. Эти сдвиги особенно отчетливо проявляются в двигательной области – в более координированной работе мелких мускулов кисти, в более правильном держании карандаша, молотка, ложки, в умении самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться. При всех этих движениях, приобретаемых в процессе воспитания, требуется некоторое внимание, волевое напряжение, самоконтроль, требуется участие высших нервных центров, и все эти черты у пятилетнего ребенка, несомненно, гораздо полнее выражены чем у трех-четырехлетнего. Именно в 5 лет начинает ясно обнаруживаться интеллектуализация движений, т. е. переход руководства движениями от низших отделов нервной системы к высшим, подчинение первых руководящему влиянию вторых.
Такого же рода изменение в соотношении руководства и подчинения проявляется во всех сторонах деятельности ребенка, прежде всего в играх, в труде, в творчестве. Игры в этой группе гораздо разнообразнее по тематике, богаче по содержанию, последовательнее и планомернее развертываются, чем игры детей младшей группы. В одной группе пятилеток в течение месяца было зафиксировано 60 свободных игр, в которых только 11 тем повторялись.
Страницы: 1 2