Нервно-психические особенности ребенка средней группы
Дыхательный аппарат. У пятилетнего ребенка ясно выражены как положительные, так и отрицательные стороны, характеризующие органы дыхания дошкольника: относительная мощность легких, узкий просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) и слабость дыхательных мышц. Однако у ребенка среднего дошкольного возраста имеется немаловажный сдвиг в отношении дыхательного аппарата. Наблюдения других авторов, а также наши собственныеисследования показали, что размах грудной клетки при вдохе и выдохе значительно шире и вследствие этого жизненная емкость легких у пятилетнего ребенка значительно больше, чем у трех-четырехлетних детей. Этот факт, являющийся показателем общего укрепления организма, находится, очевидно, в зависимости от повышения силы дыхательных мышц, приводящих в движение грудную клетку, а с ней – развертывание и спадение легких. Таким образом, ребенок 5 лет более способен производить полноценное дыхание, т. е. глубокий вдох и полный выдох, чем трех-четырехлетний ребенок. Увеличение силы дыхательных мышц у детей средней группы в практике дошкольного воспитания проявляется в разнообразных формах: например, на музыкальных занятиях именно в 5 лет обнаруживается способность тянуть ноту, протяжно петь.
В очерке, посвященном особенностям нервной системы младшего дошкольного возраста, было указано, что уже к 3 годам анатомическое строение нервной системы представляется завершенным не только в основных чертах, но и во многих деталях. В 5 лет, как и в последующие возрастные периоды, развитие нервной системы находится в зависимости не от количественного роста, а от качественных изменений и функциональных усовершенствований. Они заключаются в прокладывании новых нервных путей, в установлении новых разнообразных нервных связей, в углублении и укреплении старых. Весь этот качественный рост мозга совершается в связи с расширением и обогащением опыта, с разнообразием и яркостью впечатлений, характером воспитания.
Метки: аппарат, дыхание, орган
Страницы: 1 2