Неблагоприятные световые условия
Длительная зрительная работа в таких неблагоприятных световых условиях является весьма утомительной, а иногда непосильной. Сведения об этом (импульс М) поступают в центр управления ростом глаза (ЦУРГ) и побуждают его так изменить оптическую систему, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии. Это достигается посредством умеренного удлинения переднезадней оси глаза в период его роста. Для такой перестройки глаза требуется время и этим следует объяснить то, что напряженная зрительная работа на близком расстоянии начинается у детей в возрасте 6-8 лет, а миопическая рефракция формируется к 11 -12 годам. Нерогрессирование миопии рассматривается как следствие «перерегулирования», когда «целесообразный» процесс приспособления глаза к работе на близком расстоянии превращается в свою противоположность.
Следовательно, процесс развития миопической рефракции обусловливается в первую очередь слабостью систем, участвующих в усилении оптической силы глаза – зрачкового или аккомодационного рефлексов.
Известно, что при рассматривании далеких предметов при низких уровнях освещенности для близоруких характерно прищуривание глаз , (отсюда «миопия», слово, которое происходит от греческого «мио», что означает щуриться, и «опсис» – взгляд, зрение). Это вызвано тем, что сетчатка при близорукости оказывается позади фокуса попадающих в глаз лучей света, поэтому каждая точка рассматриваемого предмета изображается на сетчатке в виде небольшого размытого круга, а не точки. Наслаиваясь друг на друга, эти кружки уменьшают четкость границ предмета, что ведет к понижению остроты зрения. Такое пониженное зрение называют «зрением в кругах светорассеяния». При прищуривании уменьшается размер входного отверстия глаза, круги светорассеяния становятся меньше и острота зрения несколько повышается.
Очень интересными являются эксперименты Г. Юнга (1961) над обезьянами, находившимися в помещении с различным световым климатом. Опыты показали, что свет, вернее отсутствие света, является причиной развития миопии у обезьян.
Следует отметить, что близорукими становятся далеко не все. В одном и том же классе учащиеся читают и пишут в одинаковых условиях. В сходных условиях школьники выполняют уроки и дома, т. е. зрительная нагрузка у них почти одинакова. Здесь значительным фактором, способствующим развитию миопии, является наследственное к ней расположение.
Это может проявиться в том, что зрачковая или аккомодационная (или та и другая вместе) способность оказывается недостаточно развитой к тому моменту, когда у детей начинается интенсивная зрительная работа. Отсюда соответствующая реакция глаза в виде миопии. Причиной могут быть и врожденная слабость мышц зрачка или хрусталика (цилиарные мышцы), их ослабление вследствие общих нарушений и заболеваний организма.
Причиной развития близорукости может быть и ослабление склеры (оболочки глазного яблока). Это может быть врожденным, возникнуть в результате общих заболеваний организма, эндокринных сдвигов. Когда глаз начинает расти, то склера – наиболее пластичная ткань в зрительном аппарате, более других способна растягиваться.
Страницы: 1 2