Методические принципы обучения физическим упражнениям


В случае, когда преподаватель плохо анализирует свой труд, не обновляет учебный материал, накапливаемый опыт со временем приобретает определенную долю про­фессиональной косности. Еще хуже обстоит дело с теми молодыми педагогами, которые вообще не уделяют са­моанализу должного внимания. В этом случае они быстро забывают усвоенные в вузе научные положения (и так очень ограниченные, поскольку возрастной физкультуре в программе институтов уделяется мало места), перенимают чужие методы и в результате оказываются не в состоянии выработать собственный индивидуальный стиль работы (т. е. совокупность общих и индивидуальных методов, поз­воляющих специалисту максимально использовать свои по­ложительные качества и компенсировать недостатки). Стиль работы выражается в ее построении и организации, пропорциях отдельных элементов, например авторитарно­сти и демократизма, требовательности и уважения и т. п. (О. В. Петунии, 1980).Двигательная деятельность характеризует работу пре­подавателя именно физического воспитания, который дол­жен владеть не только техникой физических упражнений, но и многими другими приемами, в условиях динамично­сти, насыщенности занятий разнообразыми движениями уметь рационально выбрать свое место в зале или на площадке, своевременно организовать перемещения, в совершенстве знать приемы помощи и страховки.
В оптимальном варианте все перечисленные компонен­ты деятельности преподавателя находятся в определенной связи и тесной взаимозависимости. Однако соотношение их может быть различно. Иначе говоря, одни педагоги от­личаются высоким уровнем мастерства в конструктивной деятельности, но отстают в коммуникативной сфере, у других больше развита гностическая деятельность, в ка­кой-то мере компенсирующая недостатки остальных раз­делов педагогического процесса. Однако знания, даже обширные, если педагог не умеет пользоваться ими в практической деятельности, не создают ему профессио­нальной квалификации. Только умелое применение на практике знаний анатомии, физиологии, биологии, психо­логии, гигиены, теории и методики физического воспита­ния позволяет преподавателю стать мастером своего де­ла. Таких преподавателей отличают наблюдательность, хо­рошо развитое воображение в постановке задач, умение интересно изложить материал, быстрота ориентировки и реагирования, хорошая координация движений и т. д.
Методические принципы обучения физическим упражнениям. Известно, что максимальный эффект от занятий физи­ческими упражнениями может быть достигнут лишь при условии правильного выполнения всей системы упраж­нений. Поэтому как это ни трудно для лиц среднего и по­жилого возраста, важно добиваться точности выполнения каждого упражнения. В оздоровительной физкультуре, как и при всяком обучении, используются общепедагогические принципы: сознательность и активность, наглядность и систематич­ность, доступность и прочность. Начнем с сознательности и активности. Нельзя успешно учиться, не принимая актив­ного участия в процессе обучения и не понимая смысла и значения тех действий, которыми необходимо овладеть. Знание цели и задач оздоровительной физкультуры, по­нимание смысла выполняемых упражнений – основа фор­мирования сознательного отношения к занятиям. Поэто­му в процессе обучения используются приемы, которые помогают занимающимся глубоко осознать особен­ности каждого изучаемого упражнения, проанализировать мышечные ощущения и оценить результаты своих уси­лий.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.