Методические принципы обучения физическим упражнениям
В случае, когда преподаватель плохо анализирует свой труд, не обновляет учебный материал, накапливаемый опыт со временем приобретает определенную долю профессиональной косности. Еще хуже обстоит дело с теми молодыми педагогами, которые вообще не уделяют самоанализу должного внимания. В этом случае они быстро забывают усвоенные в вузе научные положения (и так очень ограниченные, поскольку возрастной физкультуре в программе институтов уделяется мало места), перенимают чужие методы и в результате оказываются не в состоянии выработать собственный индивидуальный стиль работы (т. е. совокупность общих и индивидуальных методов, позволяющих специалисту максимально использовать свои положительные качества и компенсировать недостатки). Стиль работы выражается в ее построении и организации, пропорциях отдельных элементов, например авторитарности и демократизма, требовательности и уважения и т. п. (О. В. Петунии, 1980).Двигательная деятельность характеризует работу преподавателя именно физического воспитания, который должен владеть не только техникой физических упражнений, но и многими другими приемами, в условиях динамичности, насыщенности занятий разнообразыми движениями уметь рационально выбрать свое место в зале или на площадке, своевременно организовать перемещения, в совершенстве знать приемы помощи и страховки.
В оптимальном варианте все перечисленные компоненты деятельности преподавателя находятся в определенной связи и тесной взаимозависимости. Однако соотношение их может быть различно. Иначе говоря, одни педагоги отличаются высоким уровнем мастерства в конструктивной деятельности, но отстают в коммуникативной сфере, у других больше развита гностическая деятельность, в какой-то мере компенсирующая недостатки остальных разделов педагогического процесса. Однако знания, даже обширные, если педагог не умеет пользоваться ими в практической деятельности, не создают ему профессиональной квалификации. Только умелое применение на практике знаний анатомии, физиологии, биологии, психологии, гигиены, теории и методики физического воспитания позволяет преподавателю стать мастером своего дела. Таких преподавателей отличают наблюдательность, хорошо развитое воображение в постановке задач, умение интересно изложить материал, быстрота ориентировки и реагирования, хорошая координация движений и т. д.
Методические принципы обучения физическим упражнениям. Известно, что максимальный эффект от занятий физическими упражнениями может быть достигнут лишь при условии правильного выполнения всей системы упражнений. Поэтому как это ни трудно для лиц среднего и пожилого возраста, важно добиваться точности выполнения каждого упражнения. В оздоровительной физкультуре, как и при всяком обучении, используются общепедагогические принципы: сознательность и активность, наглядность и систематичность, доступность и прочность. Начнем с сознательности и активности. Нельзя успешно учиться, не принимая активного участия в процессе обучения и не понимая смысла и значения тех действий, которыми необходимо овладеть. Знание цели и задач оздоровительной физкультуры, понимание смысла выполняемых упражнений – основа формирования сознательного отношения к занятиям. Поэтому в процессе обучения используются приемы, которые помогают занимающимся глубоко осознать особенности каждого изучаемого упражнения, проанализировать мышечные ощущения и оценить результаты своих усилий.
Метки: мотив, обучение, принцип
Страницы: 1 2