Личность человека


Личность человекаЛичность, реальный человек является предметом изу­чения не только антропологии, психологии и философии, но и психопатологии. Данные этих областей знания ис­пользованы в нашем исследовании. Мы придерживаемся общеизвестного взгляда, что личность является вовсе не бесплотным духом, не субстанцией Я, выхолощенной из своего конкретного содержания, и не психофизически нейтральным эфемерным существом. Личность – это прежде всего живой конкретный индивид, реальный че­ловек.Будучи объектом и вершиной биологического мира, человек постепенно в процессе эволюции становится субъектом и ведущим социальным фактором преобразо­вания окружающей его природной среды и всех форм жизни (в том числе и своей) на нашей планете. Однако позднейшее преобладающее развитие социальных закономерностей вовсе не вытеснило биологическое как в ок­ружающем, так и в самом человеке. Биологические закономерности во взаимодействии с социальными сохранили свою природу, так же как со­хранили их химические и физические уровни развития материи. В этом взаимодействии возникают уровни диа­лектического соподчинения низших форм по отношению к высшим.
Абсолютное противопоставление общества, человека внешней природе, биосфере недопустимо. Это противопо­ставление так же нелепо, как противопоставление души и тела, «…мы не властвуем над природой. Наоборот, на­шей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и нахо­димся внутри ее»
Высшие социальные закономерности играют веду­щую роль в человеческом обществе до тех пор, пока они не вступают в противоречие с законами биологии, химии, физики и др. Социальная закономерность не в силах вы­теснить биологических законов природы человека. Одна ко она может использовать и видоизменять их в своих целях. Эта социальная вершина естественной пирамиды функционирует как ведущая только во внутреннем един­стве с нижележащими уровнями всей пирамиды. В вещ­ной, предметной обстановке, созданной трудом коллек­тивов людей, явно чувствуется действие естественных процессов и законов. Предметный мир творческого человеческого труда порождает иную – «вторую» – природную среду, кото­рая образует иные условия формирования биологиче­ской и психологической природы личности.
Какими же биологическими предпосылками, способ­ствовавшими изменению типа эволюции и становлению в будущем человеческой личности, обладали животные – предки человека? Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал, что существенным признаком позвоночных явля­ется «группировка всего тела вокруг нервной системы. Этим дана возможность для развития до самосознания и т. д. У всех прочих животных нервная система нечто побочное, здесь она основа всей организации; нервная система, развившись до известной степени… завладева­ет всем телом и организует его сообразно своим потреб­ностям». Только благодаря совершенствованию головного моз­га и высшей нервной деятельности создается реальная возможность перехода к высшему типу приспособления, а именно к преобразовательной деятельности путем коллективного труда. Впервые эта идея была высказана, хотя и в туманной мистической форме, в «Феноменоло­гии духа» Г. Гегелем: деятельный дух преобразовал се­бя из состояния «субстанции» в состояние «субъекта». В этой идее Маркс усматривает величие произведения Гегеля, в котором он схватывает сущность труда и пони­мает человека как результат его собственного труда.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.