Личность человека
Личность, реальный человек является предметом изучения не только антропологии, психологии и философии, но и психопатологии. Данные этих областей знания использованы в нашем исследовании. Мы придерживаемся общеизвестного взгляда, что личность является вовсе не бесплотным духом, не субстанцией Я, выхолощенной из своего конкретного содержания, и не психофизически нейтральным эфемерным существом. Личность – это прежде всего живой конкретный индивид, реальный человек.Будучи объектом и вершиной биологического мира, человек постепенно в процессе эволюции становится субъектом и ведущим социальным фактором преобразования окружающей его природной среды и всех форм жизни (в том числе и своей) на нашей планете. Однако позднейшее преобладающее развитие социальных закономерностей вовсе не вытеснило биологическое как в окружающем, так и в самом человеке. Биологические закономерности во взаимодействии с социальными сохранили свою природу, так же как сохранили их химические и физические уровни развития материи. В этом взаимодействии возникают уровни диалектического соподчинения низших форм по отношению к высшим.
Абсолютное противопоставление общества, человека внешней природе, биосфере недопустимо. Это противопоставление так же нелепо, как противопоставление души и тела, «…мы не властвуем над природой. Наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее»
Высшие социальные закономерности играют ведущую роль в человеческом обществе до тех пор, пока они не вступают в противоречие с законами биологии, химии, физики и др. Социальная закономерность не в силах вытеснить биологических законов природы человека. Одна ко она может использовать и видоизменять их в своих целях. Эта социальная вершина естественной пирамиды функционирует как ведущая только во внутреннем единстве с нижележащими уровнями всей пирамиды. В вещной, предметной обстановке, созданной трудом коллективов людей, явно чувствуется действие естественных процессов и законов. Предметный мир творческого человеческого труда порождает иную – «вторую» – природную среду, которая образует иные условия формирования биологической и психологической природы личности.
Какими же биологическими предпосылками, способствовавшими изменению типа эволюции и становлению в будущем человеческой личности, обладали животные – предки человека? Ф. Энгельс в «Диалектике природы» писал, что существенным признаком позвоночных является «группировка всего тела вокруг нервной системы. Этим дана возможность для развития до самосознания и т. д. У всех прочих животных нервная система нечто побочное, здесь она основа всей организации; нервная система, развившись до известной степени… завладевает всем телом и организует его сообразно своим потребностям». Только благодаря совершенствованию головного мозга и высшей нервной деятельности создается реальная возможность перехода к высшему типу приспособления, а именно к преобразовательной деятельности путем коллективного труда. Впервые эта идея была высказана, хотя и в туманной мистической форме, в «Феноменологии духа» Г. Гегелем: деятельный дух преобразовал себя из состояния «субстанции» в состояние «субъекта». В этой идее Маркс усматривает величие произведения Гегеля, в котором он схватывает сущность труда и понимает человека как результат его собственного труда.
Метки: антропология, изучение, личность
Страницы: 1 2