Марксистское учение
Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума» 19. Заключительные слова этого основополагающего для учения о типологических свойствах личности положения имеют прямое отношение к учению о способностях. В последние десятилетия учение о типологических различиях у человека плодотворно развивается школой Б. М. Теплова20. В этой области, применительно к условиям труда, работает В. С. Мерлин21. В ранних работах о темпераменте более или менее отчетливо проявлялась линия биологизации личности; в упомянутых же современных работах речь идет только об изучении ее биологически обусловленной стороны, которую П. Е Кряжев необоснованно вовсе исключает из понятия личности 22. Проблему взаимоотношения темперамента и способностей личности трудно понять в отрыве от более разработанной в современной психологии проблемы связи темперамента и характера. А. Г. Ковалев и В. А. Мясищев считают, что все существующие высказывания по проблеме взаимоотношения темперамента и характера можно разбить на четыре основные группы:
1) отождествление темперамента и характера (Ружицкий, Кречмер); 2) противопоставление темперамента характеру (Викторов, Варениус, Левитов); 3) признание темперамента элементом характера (Кейр, Гундобин, Городецкий, Габчанский, М. Рубинштейн и др.); 4) признание темперамента основной природой характера (А. Румянцев, Л. С. Выготский, Е. П. Ересь, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Ананьев, К. Н. Корнилов и др.).
Страницы: 1 2