Марксистское учение


Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристи­ка каждого отдельного человека, самая основная характеристи­ка его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума» 19. Заключи­тельные слова этого основополагающего для учения о типоло­гических свойствах личности положения имеют прямое отно­шение к учению о способностях. В последние десятилетия учение о типологических разли­чиях у человека плодотворно развивается школой Б. М. Тепло­ва20. В этой области, применительно к условиям труда, работа­ет В. С. Мерлин21. В ранних работах о темпераменте более или менее отчетливо проявлялась линия биологизации личности; в упомянутых же современных работах речь идет только об изу­чении ее биологически обусловленной стороны, которую П. Е Кряжев необоснованно вовсе исключает из понятия лич­ности 22. Проблему взаимоотношения темперамента и способностей личности трудно понять в отрыве от более разработанной в со­временной психологии проблемы связи темперамента и харак­тера. А. Г. Ковалев и В. А. Мясищев считают, что все суще­ствующие высказывания по проблеме взаимоотношения тем­перамента и характера можно разбить на четыре основные группы:
1) отождествление темперамента и характера (Ружицкий, Кречмер); 2) противопоставление темперамента характеру (Вик­торов, Варениус, Левитов); 3) признание темперамента элемен­том характера (Кейр, Гундобин, Городецкий, Габчанский, М. Ру­бинштейн и др.); 4) признание темперамента основной природой характера (А. Румянцев, Л. С. Выготский, Е. П. Ересь, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Ананьев, К. Н. Корнилов и др.).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.