Марксистское учение


Перед марксистским учением о способностях стоит задача избавиться от всех прямых и косвенных влияний персонализ­ма с его идеалистическим взглядом на личность.Биологизация личности и способностей. Подобно тому как в философии испокон веков идет борьба материализма с идеализмом, то же происходит во взглядах на личность. Подобно тому как это было во всей домарксистской философии, борьба с идеалистическими взглядами на личность велась главным образом с позиций вульгарного материализма. Как и в других вопросах философии, она в ряде случаев в ко­нечном счете приводила к скатыванию на не менее грубые иде­алистические позиции. В учении о личности вульгарно-материалистические взгляды проявлялись в двух формах: биологизации и вульгарной социологизации личности. Каждое из этих двух направлений было прогрессивным в его борьбе с идеализмом, но односторон­ним и потому ошибочным, а в ряде случаев и глубоко реакцион­ным.
Биологизаторский взгляд на личность берет начало со вре­мен Гиппократа (V-IV в. до н. э.) и главным образом его по­следователей. Гиппократ в пропорции, в которой смешаны че­тыре «сока» организма (кровь, слизь, черная желчь и желтая желчь), видел причины болезней, в том числе и психических. Вопреки широко распространенному мнению он еще ничего не говорил о темпераментах. Его последователи в средние века на­чали видеть в этом причину индивидуально психологических раз­личий между людьми. Греческое слово «красис» (смесь) по-латы-ни соответствует понятию «темперамент». Кровь по-латыни – сангуис, слизь по гречески – флегма, желтая желчь – холе, черная желчь – мелайна холе. Так возникло учение о темпера­ментах как особенностях личности, в том числе и учение о спо­собностях, якобы зависящих от преобладания тех или иных «соков» организма. После прямых последователей Гиппократа, развивших его учение о краснее в учение о темпераментах, биологизаторские взгляды на личность (в эклектическом соединении с мистициз­мом) продолжал проповедовать швейцарский философ Иоганн Лаватер (XVIII в.), автор «Физиогномики»16, к которой весьма неодобрительно относился Чарлз Дарвин17. Наиболее подроб­ные психологические характеристики четырех темпераментов – сангвинического, флегматического, холерического и меланхоли­ческого- первым дал И. Кант, надолго узаконивший смешение понятий темперамента и характера 18.
На естественнонаучную основу учение о темпераментах по­ставил И. П. Павлов, связавший эмпирически найденные тем­пераменты с типами нервной системы. «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной систе­мы (а они так точно характеризованы) на человека,- писал он.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.