Марксистское учение
Перед марксистским учением о способностях стоит задача избавиться от всех прямых и косвенных влияний персонализма с его идеалистическим взглядом на личность.Биологизация личности и способностей. Подобно тому как в философии испокон веков идет борьба материализма с идеализмом, то же происходит во взглядах на личность. Подобно тому как это было во всей домарксистской философии, борьба с идеалистическими взглядами на личность велась главным образом с позиций вульгарного материализма. Как и в других вопросах философии, она в ряде случаев в конечном счете приводила к скатыванию на не менее грубые идеалистические позиции. В учении о личности вульгарно-материалистические взгляды проявлялись в двух формах: биологизации и вульгарной социологизации личности. Каждое из этих двух направлений было прогрессивным в его борьбе с идеализмом, но односторонним и потому ошибочным, а в ряде случаев и глубоко реакционным.
Биологизаторский взгляд на личность берет начало со времен Гиппократа (V-IV в. до н. э.) и главным образом его последователей. Гиппократ в пропорции, в которой смешаны четыре «сока» организма (кровь, слизь, черная желчь и желтая желчь), видел причины болезней, в том числе и психических. Вопреки широко распространенному мнению он еще ничего не говорил о темпераментах. Его последователи в средние века начали видеть в этом причину индивидуально психологических различий между людьми. Греческое слово «красис» (смесь) по-латы-ни соответствует понятию «темперамент». Кровь по-латыни – сангуис, слизь по гречески – флегма, желтая желчь – холе, черная желчь – мелайна холе. Так возникло учение о темпераментах как особенностях личности, в том числе и учение о способностях, якобы зависящих от преобладания тех или иных «соков» организма. После прямых последователей Гиппократа, развивших его учение о краснее в учение о темпераментах, биологизаторские взгляды на личность (в эклектическом соединении с мистицизмом) продолжал проповедовать швейцарский философ Иоганн Лаватер (XVIII в.), автор «Физиогномики»16, к которой весьма неодобрительно относился Чарлз Дарвин17. Наиболее подробные психологические характеристики четырех темпераментов – сангвинического, флегматического, холерического и меланхолического- первым дал И. Кант, надолго узаконивший смешение понятий темперамента и характера 18.
На естественнонаучную основу учение о темпераментах поставил И. П. Павлов, связавший эмпирически найденные темпераменты с типами нервной системы. «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы (а они так точно характеризованы) на человека,- писал он.
Метки: влияние, персонализм, учение
Страницы: 1 2