Личностный подход при психологической подготовке


Чтобы не приводить новых примеров, сош­лемся на совершенно случайные перечисления свойств личности в приведенных в предыдущем разделе высказываниях А. К. Пе­рова и Ш. С. Агаева. Такое перечисление как бы случайного скоп­ления отдельных черт, свойств и качеств личности чревато глубо­кими ошибками: оно ведет к потере самого личностного подхода в психологической подготовке. А в понимании психологической I подготовки и ее практическом осуществлении личностный подход не менее важен, чем в оценке способностей. Вопрос о «личностном подходе» имеет две стороны. О первой пишут почти все, кто рассматривает психологическую подготов­ку, говоря о необходимости индивидуального подхода при ее про­ведении. Как и при оценке способностей, при психологической подготовке индивидуальный подход должен подниматься до лич­ностного, поскольку в обоих случаях речь идет об индивидуаль­ных различиях личностей. Еще более важной мы считаем вторую сторону вопроса, обыч­но упускаемую авторами, пишущими о психологической подготов­ке. Согласно общей концепции, развитой С. Л. Рубинштейном, внешние причины действуют через посредство внутренних ус­ловий, которыми и является сама личность. Эта концепция опре­деляет не только наш подход к изучению личности, но и понима­ние путей ее развития и формирования. «Все в психологии фор­мирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но нич­то в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воз­действий»,- писал С. Л. Рубинштейн25. Между внешними воздей­ствиями, применяемыми р процессе психологической подготов­ки, и действиями, которые эта психологическая подготовка долж­на обеспечить, всегда находится личность с ее потребностями и потенциальными способностями. Поэтому все мероприятия психо­логической подготовки, даже если при поверхностной оценке ка­жется, что они адресуются только одной черте личности, фак­тически должны адресоваться ко всей личности. Необходимо, что­бы они не только «учитывали индивидуальные особенности лично­сти», как обычно говорят, но и воздействовали на личность в целом, связывая формируемую черту с другими. Практически наиболее эффективным и теоретически обосно­ванным будет путь связи формируемой черты личности (способ­ности) с другими ее чертами, характером. Напомним, что каждая черта характера есть черта личности, но далеко не каждая черта личности есть черта характера. Особенно продуктивен указанный путь при психической мобилизации, так как он позволяет форми­ровать своего рода «временные характеры», включающие в свою структуру временно созданные нужные состояния.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.