Личностный подход при психологической подготовке
Чтобы не приводить новых примеров, сошлемся на совершенно случайные перечисления свойств личности в приведенных в предыдущем разделе высказываниях А. К. Перова и Ш. С. Агаева. Такое перечисление как бы случайного скопления отдельных черт, свойств и качеств личности чревато глубокими ошибками: оно ведет к потере самого личностного подхода в психологической подготовке. А в понимании психологической I подготовки и ее практическом осуществлении личностный подход не менее важен, чем в оценке способностей. Вопрос о «личностном подходе» имеет две стороны. О первой пишут почти все, кто рассматривает психологическую подготовку, говоря о необходимости индивидуального подхода при ее проведении. Как и при оценке способностей, при психологической подготовке индивидуальный подход должен подниматься до личностного, поскольку в обоих случаях речь идет об индивидуальных различиях личностей. Еще более важной мы считаем вторую сторону вопроса, обычно упускаемую авторами, пишущими о психологической подготовке. Согласно общей концепции, развитой С. Л. Рубинштейном, внешние причины действуют через посредство внутренних условий, которыми и является сама личность. Эта концепция определяет не только наш подход к изучению личности, но и понимание путей ее развития и формирования. «Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий»,- писал С. Л. Рубинштейн25. Между внешними воздействиями, применяемыми р процессе психологической подготовки, и действиями, которые эта психологическая подготовка должна обеспечить, всегда находится личность с ее потребностями и потенциальными способностями. Поэтому все мероприятия психологической подготовки, даже если при поверхностной оценке кажется, что они адресуются только одной черте личности, фактически должны адресоваться ко всей личности. Необходимо, чтобы они не только «учитывали индивидуальные особенности личности», как обычно говорят, но и воздействовали на личность в целом, связывая формируемую черту с другими. Практически наиболее эффективным и теоретически обоснованным будет путь связи формируемой черты личности (способности) с другими ее чертами, характером. Напомним, что каждая черта характера есть черта личности, но далеко не каждая черта личности есть черта характера. Особенно продуктивен указанный путь при психической мобилизации, так как он позволяет формировать своего рода «временные характеры», включающие в свою структуру временно созданные нужные состояния.
Метки: взгляд, возражение, отсутствиеСтраницы: 1 2