Личностный подход при психологической подготовке
Взгляды А. К. Перова и Ш. С. Агаева по своей сути не вызывают возражений, но формулировки их лишний раз показывают, насколько отсутствие структурного понимания личности снижает их четкость. Сказанное в значительной степени относится и к работе А. К. Паншиной, представляющей интерес в том отношении, что объектами ее исследований были учащиеся младших классов и изучала она психологическую подготовку их к труду не только на уроках, но и во внеклассной работе. Согласно А. К. Паншиной, «правильнее говорить о психологической подготовке к труду в широком и в узком смысле этого понятия. Тогда в широком смысле в нее органически войдет и овладение человеком умениями, навыками, политехническими знаниями. В узком же смысле под этой подготовкой следует понимать воспитание в человеке сознательного отношения к труду, высоких моральных стимулов и положительных чувств, побуждающих к трудовой деятельности» 24.А. К. Паншина разрывает личность на две якобы независимых подструктуры и в одном случае расширяет психологическую подготовку до всей учебной подготовки, ошибочность чего уже показана, а в другом – суживает ее только до моральной подготовки, совсем упуская из виду, что важнейшей задачей психологической подготовки является формирование способности пользоваться своими способностями. А ведь в этом-то и состоит важнейшая задача подготовки учащихся к труду и решается она в русле их психологической подготовки.
Личностный подход при психологической подготовке. Очень многие нечеткости в понимании сущности психологической подготовки и практических путей ее осуществления объясняются отголосками (часто даже неосознанными) старых функционалистических взглядов на психические явления. Как мы уже говорили, беда функционализма в его ограниченности, в непонимании связей элементов с целым, т. е. в отсутствии структурного личностного подхода.
Метки: взгляд, возражение, отсутствие
Страницы: 1 2