Краткий план наблюдений за выдержкой ученика


Приведем для примера краткий план наблюдений за выдерж­кой ученика на уроке:
1) Как ученик после перемены входит в класс и садится за парту? Насколько при этом он сдерживает себя: свои лишние движения, речь и т. п.?
2) Сосредоточено ли внимание ученика на уроке, не отвле­кается ли оно чем-либо посторонним?
3) Достаточно ли подтянут ученик, когда его спрашивают, вызывают к доске?
4) Насколько ученик сдерживает свои эмоции после удачных и неудачных ответов?
5) Владеет ли ученик собой, когда говорит? Не проявляет ли в речи излишней торопливости, не слишком ли многословен, не употребляет ли слов-паразитов?
6) Как ведет себя ученик на уроке в том случае, когда вы­держка его подвергается особому испытанию (например, если в окно видно что-нибудь очень интересное или если в классе при­сутствуют какие-нибудь гости, которые могут отвлечь внимание)?
7) Является ли выдержка привычным, естественным состоя­нием ученика или же она требует от него значительных усилий?
Ценность материалов наблюдения зависит от их документа­ции. Здесь иногда забываются самые элементарные требования: точно обозначить, где, когда и кем проводилось наблюдение; от­метить, были ли какие-либо особые условия, которые могли вли­ять на результат наблюдений.
Надо фиксировать, прежде всего, характерологически важные факты, не смешивая их с интерпретацией фактов. Например, не­достаточно сказать: «Сегодня ученик проявил исключительную выдержку*’ — необходимо точно записать, в чем именно она ска­залась. Сначала следует записывать данные хронологически, а затем систематизировать их согласно цели наблюдения.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.