Краткий план наблюдений за выдержкой ученика
Приведем для примера краткий план наблюдений за выдержкой ученика на уроке:
1) Как ученик после перемены входит в класс и садится за парту? Насколько при этом он сдерживает себя: свои лишние движения, речь и т. п.?
2) Сосредоточено ли внимание ученика на уроке, не отвлекается ли оно чем-либо посторонним?
3) Достаточно ли подтянут ученик, когда его спрашивают, вызывают к доске?
4) Насколько ученик сдерживает свои эмоции после удачных и неудачных ответов?
5) Владеет ли ученик собой, когда говорит? Не проявляет ли в речи излишней торопливости, не слишком ли многословен, не употребляет ли слов-паразитов?
6) Как ведет себя ученик на уроке в том случае, когда выдержка его подвергается особому испытанию (например, если в окно видно что-нибудь очень интересное или если в классе присутствуют какие-нибудь гости, которые могут отвлечь внимание)?
7) Является ли выдержка привычным, естественным состоянием ученика или же она требует от него значительных усилий?
Ценность материалов наблюдения зависит от их документации. Здесь иногда забываются самые элементарные требования: точно обозначить, где, когда и кем проводилось наблюдение; отметить, были ли какие-либо особые условия, которые могли влиять на результат наблюдений.
Надо фиксировать, прежде всего, характерологически важные факты, не смешивая их с интерпретацией фактов. Например, недостаточно сказать: «Сегодня ученик проявил исключительную выдержку*’ — необходимо точно записать, в чем именно она сказалась. Сначала следует записывать данные хронологически, а затем систематизировать их согласно цели наблюдения.
Страницы: 1 2