Качественное усовершенствование про­изношения


Я не буду останавливаться на фонетических искаже­ниях детской речи, многочисленные примеры которых мо­жет привести любая мать. В основе их лежит принцип эко­номичности. Ребенок стремится путем наименьшей траты сил взять от взрослых как можно больше слов, жертвуя точностью ради количества. Он как» бы заставляет взрос­лых довершить его работу, а сам стремится к новому обо­гащению. Этот принцип обнаруживается и в деталях иска­жения – в замене трудных для произнесения звуков бо­лее легкими (вместо р – л, вместо ж – з, вместо т-к), в выпадении трудных согласных звуков или целой половины какого-либо длинного слова и в замене ее путем ассими­ляции уже имеющимися в слове более легкими звуками (папан вместо «аэроплан», синана вместо «сметана») и т. п. Пути, которые избирает ребенок в своем воспроизведе­нии слов, нередко очень прихотливы, и нет возможности, да и нет необходимости искать всегда для них рациональ­ное объяснение.
Одновременно с накоплением слов и постепенным осво­бождением их от фонетических дефектов идет процесс грамматического оформления. От схематического воспроиз­ведения слова ребенок переходит (1,6 – 2,6) к употребле­нию деталей в виде флексий (склонения и спряжения). У нашей девочки первые, не вполне отчетливые флексии начали появляться в 1,7 для обозначения дательного и винительного падежей («Няня, дай Натке лягу, (ягоду)», «Мама, дай булку»). У ребенка В. А. Шиловой первая флексия появилась в 1,11 1 тоже для обозначения датель­ного падежа.
Из всех фаз развития детской речи фаза грамматиче­ского оформления должна производить особое впечатле­ние. Кажется почти чудесной та легкость, с которой ребенок научается относительно безошибочно пускать в оборот самые разнообразные виды флексий (родовых, па­дежных, числовых, временных) и преодолевать, казалось бы столь серьезные для него, трудности. Но дело заключа­ется в том, что ребенок в данном случае, как и во многих других формах своего поведения, идет по пути не преодолевания трудностей, а обхода их. Он следует и на этой стадии принципу возможно меньшей траты сил.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.