Качественное усовершенствование произношения
Я не буду останавливаться на фонетических искажениях детской речи, многочисленные примеры которых может привести любая мать. В основе их лежит принцип экономичности. Ребенок стремится путем наименьшей траты сил взять от взрослых как можно больше слов, жертвуя точностью ради количества. Он как» бы заставляет взрослых довершить его работу, а сам стремится к новому обогащению. Этот принцип обнаруживается и в деталях искажения – в замене трудных для произнесения звуков более легкими (вместо р – л, вместо ж – з, вместо т-к), в выпадении трудных согласных звуков или целой половины какого-либо длинного слова и в замене ее путем ассимиляции уже имеющимися в слове более легкими звуками (папан вместо «аэроплан», синана вместо «сметана») и т. п. Пути, которые избирает ребенок в своем воспроизведении слов, нередко очень прихотливы, и нет возможности, да и нет необходимости искать всегда для них рациональное объяснение.
Одновременно с накоплением слов и постепенным освобождением их от фонетических дефектов идет процесс грамматического оформления. От схематического воспроизведения слова ребенок переходит (1,6 – 2,6) к употреблению деталей в виде флексий (склонения и спряжения). У нашей девочки первые, не вполне отчетливые флексии начали появляться в 1,7 для обозначения дательного и винительного падежей («Няня, дай Натке лягу, (ягоду)», «Мама, дай булку»). У ребенка В. А. Шиловой первая флексия появилась в 1,11 1 тоже для обозначения дательного падежа.
Из всех фаз развития детской речи фаза грамматического оформления должна производить особое впечатление. Кажется почти чудесной та легкость, с которой ребенок научается относительно безошибочно пускать в оборот самые разнообразные виды флексий (родовых, падежных, числовых, временных) и преодолевать, казалось бы столь серьезные для него, трудности. Но дело заключается в том, что ребенок в данном случае, как и во многих других формах своего поведения, идет по пути не преодолевания трудностей, а обхода их. Он следует и на этой стадии принципу возможно меньшей траты сил.
Страницы: 1 2