Качественное усовершенствование про­изношения


Качественное усовершенствование про­изношенияРядом с процессом накопления слов идет не менее важный процесс качественного усовершенствования про­изношения и грамматического Их оформления. Всем из­вестны многочисленные, разнообразные и порой нелегко объяснимые дефекты, которыми страдает первоначально речь ребенка.Эти дефекты, характер и частота которых в больших пределах колеблются в зависимости от индивидуальных свойств ребенка и особенностей слышимой им речи взрос­лых и детей, вначале так многочисленны, что делают от­дельные слова ребенка иногда совершенно непонятными. Как бы, однако, внешне произвольны и разнообразны ни были изменения, которым подвергаются звуки в их вос­произведении ребенком и которые приводят к фонетиче­скому искажению слов, они не более произвольны и раз­нообразны, чем изменения, которые мы наблюдаем в язы­ке взрослых на протяжении его исторического развития. Основные типы изменений в развитии языка и детской речи одни и те же: опущение (элизия), ассимиляция (про­грессивная и регрессивная, т. е. уподобление последую­щего звука предыдущему или предыдущего последующе­му), диссимиляция (расподобление соседних звуков), вставка, слияние (контагеминация) двух слов. Наиболее излюбленным приемом ребенка является опущение: ф(п)аг, (х)леб, п(тр)обка, г(&)зета и т. д.; ср. опущение гаммы в греческом языке, в русском языке: пол (в) тора, г (б) путь, я т. д. В детской речи мы наблюдаем опущение гораздо чаще, чем в языке взрослых, по той простой при­чине, что ребенок при малейшей трудности прибегает к этому весьма удобному приему для ее обхода. Из двух указанных выше типов ассимиляции чаще наблюдается у наших детей регрессивный тип, который вообще свойствен индоевропейским языкам. Примеры: папам (аэроплан), гога (Волга); примеры вставок: ляга (ягода), радиво; примеры перестановок: неунобдо, прад-ва, хасир (сахар), ливка (вилка); пример слияний: по-чайпитъ.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.