История человеческой речи
Получается впечатление, что ребенок, сделав огромный шаг в развитии речи, перейдя от лепета к образованию слов, как бы истощил свои силы. Но дело, конечно, не в истощении сил. Причина этого временного застоя, который констатируется целым рядом наблюдателей, в значительной мере заключается в чрезвычайно экономном использовании добытого ребенком скудного запаса слов, благодаря чему первоначально бедный словарь в состоянии удовлетворить в течение продолжительного времени насущные потребности ребенка в речевом выявлении.
В столь очевидных для взрослого недостатках первых детских слов, в неправильностях их произношения и в расплывчатости, недифференцированное их смысла имеются известные преимущества для ребенка в смысле экономной траты силы.
Упрощенность и схематичность произношения облегчают ему запоминание и воспроизведение, а расплывчатость и недифференцированность являются следствием того, что слово, представляя собой условный раздражитель, носит на себе печать иррадиации и может поэтому иметь многозначный смысл.
Ребенок связывает первоначально с одним и тем же словом многочисленный ряд предметов или лиц, принадлежащих к одной и той же большой группе (дядя – всякий человек, а потом уже только мужчина, кса – кошка и все волосяное: мех, вата, шерсть и т. п.).
Страницы: 1 2