История человеческой речи


История человече­ской речи, для которой лепет был только подготовительной школой и с которой первый крик ни в какой, кроме фор­мальной хронологической, связи не стоит. Когда Штерн, Бюлер и другие авторитетные исследователи усматривают в первом крике начало развития речи, они упускают из вида не только то, что крик новорожденного ничем не отличается от животного крика, но и то, что это чисто эмо­циональное выражение остается, по существу, неизмен­ным и по своему содержанию, и по своей функции на про­тяжении всей жизни, до последнего вздоха или крика, между тем как лепет и зарождающиеся из него слова и по форме, и по своему содержанию подвергаются в про­цессе развития глубоким качественным изменениям.К году ребенок имеет в своем распоряжении около 8-Ю слов. Обычно они представляют собой удвоение од­ного и того же слога, состоящего из губных или зубных согласных в сочетании с гласными: а, я, е, у, и (ма-ма, ба­ба, ду-ду, па-па и т. д.).
Это повторное произнесение одних и тех же звуков наблюдается еще в большей степени в лепете и характер­но, как мы уже говорили, вообще для примитивных двига­тельных реакций.. Свои первые слова ребенок произносит очень часто нараспев. В них, как и в лепете, можно часто улавливать известный ритм и определенно звучащую ноту, меняющуюся в зависимости от эмоционального со­стояния ребенка.
Одновременно с первыми словами возникает подража­ние звукам, издаваемым животными, и различным шу­мам.
Эти подражательные звуки, выполняемые нередко с большим мастерством, ребенок использует для обозна­чения определенных животных и предметов – вау-вау, му-му, тпру-тпру.
Приобретение новых слов идет вначале очень медлен­но. Наша девочка к 10/г месяцам располагала 4 словами, к году – 10 словами, в 1 год 13 дней – 15 словами, в 1 год
3 месяца – 25 словами.
По данным, приводимым Н. А. Рыбниковым из 9 де­тей у 7 промежуток между появлением первого слова и второго длился 1 месяц, у одного – 2 месяца, у одного – 4 месяца. У 7 детей промежуток времени, отделявший первое слово от начала непрерывного развития речи, рав­нялся в среднем 3 месяцам.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.