Источник неуспеваемости у школьников


21Учительница В. В. Лаптева писала о неуспевающих учениках так: «Встречались среди них подвижные, живые и быстро схватывающие все на лету, – но неусидчивые, неуравновешенные, которым все надоело. Другие же принадлежали к числу спокойных, но с очень рассеянным вниманием; им трудно было сосредоточить свои мысли в одном направлении. Большинство же из них принадлежало к числу детей слабовольных и неуравновешенных. Каждый из учащихся представляет особый мир, и что возможно применить к одному, неприменимо к другому».
Очень часто психологическим источником неуспеваемости ученика является не слабость общего умственного развития или памяти, а несерьезное отношение к учению или недостаточная настойчивость, т. е. черты направленности и воли ученика.
Сравним двух учеников IV класса – Василия Г. и Юрия Ф. Учительница относит их к категории «упорно неуспевающих», а вместе с тем по своему умственному развитию они вполне способны хорошо учиться.
Оба они не проявляют интереса к учебе, но причины их незаинтересованности учебными занятиями различны.
Вася активный и, в общем любознательный мальчик, но он слишком многим интересуется одновременно. Во время урока его внимание часто отвлекается, так как он не может не отзываться на улыбки и сигналы товарищей, на доносящиеся со двора звуки и т. п. Когда Вася получает плохую отметку, он не особенно это переживает, тут же дает слово исправиться, но скоро о данном слове забывает.
Юра, в противоположность Васе, пассивен, «увалень», как говорят о нем окружающие. В классе дисциплину не нарушает, но почти никогда не поднимает руку и, по внешней видимости, относится ко всему происходящему в классе довольно безучастно.
Характерологические различия всегда детерминированы, и потому при индивидуальном подходе недостаточно, например, объяснить неуспеваемость Васи его импульсивностью, разбросанностью интересов, а неуспеваемость Юры – чрезмерной заторможенностью, слабой активностью. Надо установить происхождение этих черт у данных учащихся, в противном случае трудно найти целесообразные пути учебно-воспитательного воздействия.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.