Исследования Уткиной и Орловой
В исследовании Н. С. Уткиной сопоставлялись сосредоточенность и распределение внимания у учеников VII класса с сильным и слабым возбудительным процессом. В одних сериях опытов давалась письменная работа типа тренировочного упражнения, в других сериях такая же письменная работа давалась как контрольная. У некоторых учеников результаты контрольной работы могли существенно понизить четвертную отметку, у других результаты контрольной не могли значительно снизить четвертную отметку.
Таким образом, для одних учеников ситуация была угрожающая, а для других не угрожающая. У учеников с сильным возбудительным процессом угрожающая ситуация повышала и сосредоточенность, и, в особенности, распределение внимания. У учеников со слабым возбудительным процессом угрожающая ситуация понижала распределение внимания и несколько улучшала сосредоточенность.
Аналогичные результаты получены в исследовании Л. А. Копытовой. У автоматчиков – наладчиков, работающих на станках, остановка станков аварийная ситуация оказывала различное влияние на ориентировочные реакции в зависимости от силы возбудительного процесса. У рабочих с сильным возбудительным процессом при простое станков повышались количество и скорость ориентировочных реакций и действий. У рабочих со слабым возбудительным процессом количество и скорость ориентировочных реакций и действий в аварийной ситуации снижались.
Соответствующим образом это выражается во влиянии отношений личности на проявление разных свойств темперамента. При одном и том же одинаково глубоком и активном отношении личности одни свойства темперамента проявляются вопреки противодействующему влиянию отношений личности, а проявления других свойств темперамента подавляются и маскируются отношениями личности. Это очень хорошо видно, если мы сравниваем проявления различных свойств темперамента у одних и тех же людей при наличии и при отсутствии интересного задания.
Страницы: 1 2