Исследования Уткиной и Орловой


211В исследовании Н. С. Уткиной сопоставлялись сосредоточенность и распределение внимания у учеников VII класса с сильным и слабым возбудительным процес­сом. В одних сериях опытов давалась письменная ра­бота типа тренировочного упражнения, в других сериях такая же письменная работа давалась как контрольная. У некоторых учеников результаты контрольной работы могли существенно понизить четвертную отметку, у дру­гих результаты контрольной не могли значительно сни­зить четвертную отметку.
Таким образом, для одних учеников ситуация была угрожающая, а для других не угрожающая. У учеников с сильным возбудительным процессом угрожающая си­туация повышала и сосредоточенность, и, в особенности, распределение внимания. У учеников со слабым возбуди­тельным процессом угрожающая ситуация понижала рас­пределение внимания и несколько улучшала сосредото­ченность.
Аналогичные результаты получены в исследовании Л. А. Копытовой. У автоматчиков – наладчиков, работающих на станках, остановка станков аварий­ная ситуация оказывала различное влияние на ориен­тировочные реакции в зависимости от силы возбудитель­ного процесса. У рабочих с сильным возбудительным процессом при простое станков повышались количество и скорость ориентировочных реакций и действий. У ра­бочих со слабым возбудительным процессом количество и скорость ориентировочных реакций и действий в ава­рийной ситуации снижались.
Соответствующим образом это выражается во влия­нии отношений личности на проявление разных свойств темперамента. При одном и том же одинаково глубоком и активном отношении личности одни свойства темпера­мента проявляются вопреки противодействующему влия­нию отношений личности, а проявления других свойств темперамента подавляются и маскируются отношениями личности. Это очень хорошо видно, если мы сравниваем проявления различных свойств темперамента у одних и тех же людей при наличии и при отсутствии интересного задания.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.