Индивидуальный подход к человеку


Как видим, существует много различных внешних и внутренних условий формирования характера. Многообразие этих условий, действующих в сложных и динамических взаимосвязях, порождает и многообразие характеров, своеобразие которых нельзя объяснить какой-либо одной общей закономерностью.
Каждый человек индивидуален, у каждого своя биография, свой стиль жизни как характерные формы отношений, переживаний и поведения, своя роль в коллективе (семейном, учебном, производственном и т. п.), но все это изменчиво, динамично и вместе с тем таково, что динамика, изменчивость, за исключением патологических случаев, не приводят к потере индивидуальности.
Формирование характера, развитие его положительных черт и искоренение отрицательных стоят в известной зависимости от того, учитывают ли люди, влияющие на характер, его индивидуальные особенности и в первую очередь черты его характера, жизненный путь человека.
В жизненных отношениях индивидуально подойти к человеку означает проявить чуткость и отзывчивость и вместе с тем разумность.
Борясь с недостатками характера, не следует стремиться сглаживать те индивидуальные черты и проявления, которые не являются отрицательными. Следует уважать индивидуальность человека, его характер как яркое выражение личности, что, конечно, означает не какое-то поощрение индивидуализма, а проявление подлинного гуманизма и предоставление права человеку реализовать все свои силы и возможности.
Особенно важен индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы. Можно сказать, что воспитание характера без индивидуального подхода не может быть вполне эффективным.
Индивидуальный подход в педагогическом процессе, прежде всего означает понимание индивидуальности ученика, его характера как в широком, так и в более строгом смысле слова. Необходимо также хорошо знать условия, в которых сложилась та или иная черта характера ученика, что требует знания хотя бы краткой биографии ученика, показывающей динамику формирования его как индивидуальности.
Понимание человека человеком далеко не всегда легкая задача. Это раскрыто в диссертации А. А. Бодалева, в которой показано, что недостатки понимания человека человеком зависят не только от того, что поступки, дела характеризуют человека только с одной стороны, но и от индивидуальных особенностей, и в частности от подготовленности субъекта познания к оценке тех или других сторон личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.