Индивидуальные психические особенности испытуемых
Некоторый фактический материал для разрешения этого вопроса мы находим в экспериментальных работах нашей лаборатории. В ряде типологических исследований мы сопоставляли индивидуальные психические особенности испытуемых с различными свойствами типа. В этом случае у одной группы испытуемых требования экспериментального задания в большей степени соответствуют свойствам их типа, а у другой группы требования задания в меньшей степени соответствуют или вовсе не соответствуют свойствам их типа. Как сказывается такое несоответствие на действиях и реакциях испытуемых? Правда, во всех упомянутых исследованиях экспериментальному заданию соответствует физиологическое свойство типа, а не психическое свойство темперамента. Тем не менее условия эксперимента таковы, что позволяют распространить полученные результаты на свойства темперамента. В работе И. М. Палея сопоставлялись испытуемые сильного, уравновешенного и подвижного типа и сильного, неуравновешенного и подвижного типа. Экспериментальное задание заключалось в сдерживании запретного движения или реакции. В некоторых экспериментальных сериях между уравновешенными и неуравновешенными испытуемыми не было статистически значимых и надежных различий по степени сдерживания. Неуравновешенные испытуемые в этих случаях успешнее справлялись с заданиями, которые не соответствовали свойствам типа. Такие результаты были получены лишь в тех случаях, в которых испытуемые могли вместо запретного движения или реакции выполнять противоположное по направлению движение или действие. Так, например, в одной из серий испытуемые вместо того, чтобы не производить запретное сгибательное движение указательного пальца при ощупывании предмета, производили разгибательное движение. В другой серии испытуемые подавляли запретное сосредоточение внимания на интересном, увлекательном рассказе, который читал экспериментатор, заучивая в это время определенный материал. В тех экспериментальных сериях, где выполнение противоположного действия вместо запретного было невозможно, уравновешенные испытуемые проявляли значительно большую степень сдерживания, чем неуравновешенные. Эти факты дают основание полагать, что неуравновешенные испытуемые только тогда могли успешно выполнять противоречащую их типологическому свойству задачу, когда могли прибегать к определенному способу — выполнению противоположного действия.
Метки: лаборатория, правило, реакцияСтраницы: 1 2