Индивидуальное выражение
Две ученицы VIII класса отмечаются педагогами и товарищами как большие общественницы. Но характеризовать их только так означало бы дать схему, не наполнив ее необходимым содержанием. Одна из этих учениц — Аня, девочка живая, веселая, непоседливая, она увлекает товарищей по классу своей неугомонностью, задором. Другая ученица — Лида, сдержанная, спокойная, вдумчивая; ее общественная работа идет не вширь, как у Ани, а вглубь.
Давая обобщенные или типические характеристики учащихся, педагоги, иногда оставляют в тени индивидуальные особенности этих учащихся. «Что можно сказать о Вышкине?» — говорит классный руководитель. — Типичный лентяй. Этим все сказано». Этот педагог упустил из виду, что Вышкин лентяй, но любящий маскировать свою лень, упорно в ней не признающийся. Помимо лени, у него есть хитрость в наиболее отрицательном качестве: стремление ввести в заблуждение, отвлечь внимание и т. п. Характеристика Вышкина как типичного лентяя слишком обща.
Страницы: 1 2