Индивидуальное выражение
Типическое не только всегда находит индивидуальное выражение, но существует лишь в индивидуальном, вне которого оно было бы пустой схемой. Типический образ в художественном произведении только в том случае будет жизненным и правдивым, если он найдет конкретное индивидуальное воплощение, при котором всегда, кроме типических черт, выступают и индивидуальные, не лишая типический образ цельности.
Маркс писал. Лассалю по поводу его драмы «Фон Зикинген»: «Тебе волей-неволей пришлось бы тогда в большей степени шекспиризировать, между тем как теперь основным твоим недостатком я считаю то, что ты пишешь по-шиллеровски, превращая индивидуумы в простые рупоры духа времени».
В. И. Ленин в письме к Инессе Арманд высказал ту мысль, что в художественном произведении особое значение имеют индивидуальная обстановка, анализ характеров и психика типов.
А. С. Пушкин говорил, что он следовал Шекспиру «в его вольном и широком изображении характеров, в небрежном и простом составлении типов». «Вольность», «широта», «небрежность» и «простота» изображения характера означают отсутствие схематизма и связаны не с простотой, а со сложностью характера. «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков, обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры».
В трилогии А. Н. Толстой дал типические образы русских интеллигентов, не без раздумья и внутренней борьбы принявших революцию, а затем ставших ее преданными защитниками. Таковы Телегин, Рощин, Катя, Даша, но вместе с тем они все очень индивидуальны и их путь в революцию и соответственно этому пути динамика характеров, помимо общих черт, имеют много индивидуального. Без этого индивидуального типические черты указанных персонажей трилогии были бы очень схематичны и тем самым безжизненны.
Страницы: 1 2