Индивидуализация воспитания и коллектив
С другой стороны, из всех поступающих материалов следует тщательно извлекать все, что хотя в какой-либо мере может осветить путь педагога, что может питать и возбуждать мысль, пусть оно даже будет спорным. Ни одна драгоценная крупица в области воспитательной работы не должна быть утеряна, надо бережно вылавливать отдельные мысли, приемы, факты, собирать и систематизировать их, сравнивать, изучать.
Педагогика, как всякая широкообъемлющая наука, пользуется данными многих наук: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, антропологии. Но, как всякая обширная отрасль человеческого знания, педагогика имеет свои специфические закономерности и свои пути совершенствования, лежащие в иных плоскостях, чем закономерности и пути развития детской психологии, гигиены и др. Имеет она и свой самостоятельный неиссякаемый источник познания. Этот источник – педагогический опыт. Из него мы можем и должны черпать самый важный, самый ценный материал для построения научной педагогики. Будем же с величайшим вниманием относиться к этому источнику и с должным усердием расчищать и углублять его.
Наше общественное дошкольное воспитание вступило в полосу плодотворного развития. Оно освободилось от многих грубых заблуждений, которые еще недавно тяготели над ним и подавляли рост мысли и личности педагога. Теперь уже не приходится бороться за огромную роль дошкольного воспитания, отстаивать законное место сказки в мире детских переживаний, восставать против якобы всесильного могущества среды, не приходится высмеивать нелепые нападки «людей в футляре» на куклу. На смену господствовавшим в течение ряда лет педантизму, шаблону в руководстве, подрывавшим всякую инициативу воспитателя, явились новые взгляды, объявляющие беспощадную борьбу с трафаретом в воспитательной работе, требующие от воспитателя самостоятельности мысли, неустанной работы над собой, над повышением уровня своих знаний и мастерства, требующие от методистов большей гибкости в руководстве, большего доверия к рядовым работникам, внимания к узловым и часто пренебрегаемым ими вопросам дошкольного воспитания.
Страницы: 1 2