Формирование в конкретной деятельности


В дошкольный период, как и во все возрасты, характер формируется в конкретной деятельности. Для ребенка – дошкольника основной деятельностью является игра.
Как показано в работе Э. А. Александрии, развитию волевых черт характера у дошкольников способствуют разные элементы подвижных игр с правилами. Интересное и понятное содержание игры стимулирует волевое действие. Наличие правил, которые надо выполнять в игре, воспитывает у детей ответственность за свои действия, содействует развитию целенаправленности и самоконтроля. Преодоление препятствий в таких играх требует смелости, инициативы. Выполнение роли в игре воспитывает у ребенка самоконтроль, выдержку. Сигналы помогают выработать у детей умение управлять своими движениями, а также воспитывают произвольное внимание.
Кроме того, надо также подчеркнуть значение для развития характера маленьких детей доступных им форм трудовой деятельности. Наблюдая за трудом взрослых и приобретая посильные для своего возраста трудовые навыки, в первую очередь по самообслуживанию, дети приучаются уважать труд, приобретают такие черты характера, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность и аккуратность.
Характер у детей дошкольного возраста вырабатывается также в процессе усвоения бытовых правил. Объясняя эти правила детям, предостерегая их от возможных нарушений правил, давая личный пример организованности и дисциплинированности, выражая свое отношение к ним путем поощрений и порицаний, воспитатели закладывают у маленьких детей фундамент таких важных черт, как чувство долга, добросовестное отношение к своим, хотя бы и очень несложным, обязанностям.
Как по научным данным, так и по наблюдениям родителей и воспитательниц детских садов, в характере даже младших дошкольников наблюдаются заметные различия.
В большинстве случаев дети этого возраста общительны, часто руководствуются чувством товарищества и коллективизма, предпочитают коллективные игры, но есть и застенчивые, замкнутые, с некоторыми эгоистическими наклонностями.
Одни дети обнаруживают трудолюбие, они, в частности, стараются помочь в труде взрослым; другие дети уклоняются от тех несложных трудовых обязанностей, которые на них возлагаются, они ленятся даже при самообслуживании.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.