Характеристика деятельности человека


03Специфично для деятельности человека то, что он по­стоянно разрешает все новые и новые задачи в новых, непрерывно изменяющихся условиях. Задачи любой про­фессиональной и учебной деятельности не могут быть разрешены всегда одинаковыми, шаблонными и стерео­типными способами и приемами. В этом и проявляется творческий характер деятельности человека. Поэтому прочные и устойчивые навыки и привычки хотя и имеют
очень существенное значение для продуктивности дея­тельности, все же недостаточны для успешного разреше­ния ее задач. Чем более выражен творческий характер деятельности, тем более ограниченную роль в ней играют навыки и привычки. Отсюда вытекает, что маскировка свойств темперамента при помощи навыков и привычек точно так же возможна лишь в том случае, когда дея­тельность шаблонна и автоматизирована. Такая маски­ровка темперамента становится существенным препятст­вием для успешного приспособления к объективным тре­бованиям деятельности тогда, когда нужно проявить инициативу, самостоятельность, изобретательность, твор­чество. Вот почему мы часто наблюдаем совершенно неожиданные и острые срывы в поведении в новых для человека ситуациях, когда дают о себе знать скрытые, замаскированные ранее навыками и привычками свой­ства темперамента. В учебной работе, например, такие срывы наблюдаются в поведении неуравновешенных уче­ников при переходе из IV класса в V, когда значительно изменяется организация учебной работы. В трудовой деятельности такие срывы наблюдаются в поведении работниц с инертными нервными процессами, когда им приходится усваивать новые, более рациональные приемы и методы работы.
Приспособление свойств темперамента при помощи маскировки навыками имеет ограниченное значение и по другой причине. Если при образовании условного реф­лекса мы предъявляем к нервной системе требование, противоречащее какому – либо свойству общего типа, то тем самым создается крайнее напряжение соответствую­щего нервного процесса. Так, при выработке дифферен­цировки у испытуемых со слабым торможением создает­ся крайнее напряжение торможения. При образованию условного рефлекса на сверхсильный раздражитель у испытуемых со слабым возбуждением создается напря­жение возбудительного процесса. Если условный реф­лекс, маскирующий проявления свойства типа, приме­няется очень часто или очень длительно, то перенапря­жение нервного процесса приводит к нарушению баланса возбуждения и торможения, функциональному нервному заболеванию — неврозу.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.