Физиологические опыты
Широкая область патологических явлений представляет собой как бы ряд всевозможных физиологических опытов, делаемых природой и жизнью. «В самом деле,- говорил И. П. Павлов,- вместо нашего страшно грубого, по сравнению со сложностью и тонкостью изучаемого механизма, метода разрушения частей мозга, как аналитического приема, можно было рассчитывать в некоторых случаях на более ясное, отчетливое и более тонкое разложение целостной работы мозга на элементы, на разграничение отдельных функций мозга вследствие патологических причин, иногда достигающих чрезвычайно высокой степени дифференцировки действия».Идея экспериментального исследования психических функций на самом человеке вовсе не нова. Еще во второй половине XVIII столетия Д. Дидро в «Письме о глухонемых» выдвинул мысль аналитически расчленить органы чувств человека и посмотреть, что он извлекает из каждого имеющегося у него органа чувств. Одаренный богатым воображением философ-сенсуалист изобразила шутливой форме общество людей, которые обладали только одним таким органом чувств. Он приводит ряд наблюдений над слепорожденными и глухими и делает вывод о весьма важном значении осязания для познания мира.
Один слепорожденный, которого спросили, был бы он доволен, если бы был зрячим, ответил: «Если бы меня не одолевало любопытство, то я бы предпочел иметь длинные руки; мне кажется, что мои руки рассказали бы мне лучше то, что происходит на луне, чем ваши глаза и телескопы. Лучше бы усовершенствовать у меня тот орган, который я имею, чем наградить недостающим мне органом»’. Другой философ-сенсуалист Е. Кондильяк остроумно придумал своеобразный способ анализа человеческой психики, вообразив одушевленную статую, способную испытывать все эмоции и понимать все мысли, но не содержавшую ни одной из них. В эту «абсолютно пустую психику» Е. Кондильяк в целях чистоты анализа пытался постепенно вводить отдельные ощущения одно за другим. Данный метод философа оказался совершенно неприменимым по той простой причине, что в природе не было такой живой статуи. Поэтому он вынужден был искусственно, в своем воображении, создать модель Робинзона – статую, обогащающую свое сознание изолированно от общества других людей. Несмотря на беспомощность этих искусственных построений, Е. Кондильяку в «Трактате об ощущениях» удалось высказать ряд ценных концепций. Несмотря на свой агностицизм, Е. Кондильяк в результате сравнительного анализа пришел к выводам, которые объективно способствовали дальнейшему развитию материализма. Он также придавал огромное значение осязанию, которое, по его мнению, осуществляет непосредственное знание о предметах внешнего мира.
Осязание он назвал учителем всех остальных чувств, которые своим развитием обязаны ему. Пытливая человеческая мысль в дальнейшем упорно нащупывала пути создания таких условий, чтобы можно было не только на животных, но и на живом человеке изучать отдельные проявления психической деятельности. В конце XIX столетия психолог Тэн де Биран писал о большой пользе, которую психология могла бы извлечь при исследовании сна и сомнамбулизма. Позднее Тэн рекомендовал использовать сомнамбулизм в качестве эксперимента в психологии.
Метки: сложность, сравнение, явление
Страницы: 1 2