Физиологические опыты


Широкая область патологических явлений представ­ляет собой как бы ряд всевозможных физиологических опытов, делаемых природой и жизнью. «В самом деле,- говорил И. П. Павлов,- вместо нашего страшно грубо­го, по сравнению со сложностью и тонкостью изучаемого механизма, метода разрушения частей мозга, как анали­тического приема, можно было рассчитывать в некоторых случаях на более ясное, отчетливое и более тонкое раз­ложение целостной работы мозга на элементы, на раз­граничение отдельных функций мозга вследствие пато­логических причин, иногда достигающих чрезвычайно высокой степени дифференцировки действия».Идея экспериментального исследования психических функций на самом человеке вовсе не нова. Еще во вто­рой половине XVIII столетия Д. Дидро в «Письме о глу­хонемых» выдвинул мысль аналитически расчленить ор­ганы чувств человека и посмотреть, что он извлекает из каждого имеющегося у него органа чувств. Одаренный богатым воображением философ-сенсуалист изобразила шутливой форме общество людей, которые обладали только одним таким органом чувств. Он приводит ряд наблюдений над слепорожденными и глухими и делает вывод о весьма важном значении осязания для познания мира.
Один слепорожденный, которого спросили, был бы он доволен, если бы был зрячим, ответил: «Если бы меня не одолевало любопытство, то я бы предпочел иметь длинные руки; мне кажется, что мои руки рассказали бы мне лучше то, что происходит на луне, чем ваши глаза и телескопы. Лучше бы усовершенствовать у меня тот ор­ган, который я имею, чем наградить недостающим мне органом»’. Другой философ-сенсуалист Е. Кондильяк остроумно придумал своеобразный способ анализа человеческой психики, вообразив одушевленную статую, способную испытывать все эмоции и понимать все мысли, но не со­державшую ни одной из них. В эту «абсолютно пу­стую психику» Е. Кондильяк в целях чистоты анали­за пытался постепенно вводить отдельные ощущения од­но за другим. Данный метод философа оказался совершенно непри­менимым по той простой причине, что в природе не было такой живой статуи. Поэтому он вынужден был искус­ственно, в своем воображении, создать модель Робинзо­на – статую, обогащающую свое сознание изолированно от общества других людей. Несмотря на беспомощность этих искусственных построений, Е. Кондильяку в «Трак­тате об ощущениях» удалось высказать ряд ценных кон­цепций. Несмотря на свой агностицизм, Е. Кондильяк в ре­зультате сравнительного анализа пришел к выводам, ко­торые объективно способствовали дальнейшему разви­тию материализма. Он также придавал огромное значе­ние осязанию, которое, по его мнению, осуществляет непосредственное знание о предметах внешнего мира.
Осязание он назвал учителем всех остальных чувств, которые своим развитием обязаны ему. Пытливая человеческая мысль в дальнейшем упорно нащупывала пути создания таких условий, чтобы можно было не только на животных, но и на живом человеке изу­чать отдельные проявления психической деятельности. В конце XIX столетия психолог Тэн де Биран писал о большой пользе, которую психология могла бы извлечь при исследовании сна и сомнамбулизма. Позднее Тэн ре­комендовал использовать сомнамбулизм в качестве эк­сперимента в психологии.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.