Эмоциональный уровень.
Можно предположить, что значительную роль во взаимоотношении между воображением и характером играют эмоции. Глубокое родство эмоций с воображением общепризнанно и особенно подчеркивается в психологии художественного творчества. Б. М. Теплов основными признаками вдохновения у людей музыкально высокоодаренных считает концентрацию в творческом процессе всех сил на определенном содержании и эмоциональную захваченность этим содержанием. Но, сравнивая Римского-Корсакова и Чайковского, Теплов с полным основанием признает, что эмоциональность их вдохновения была различна. Эмоциональность Римского-Корсакова представляла собой, по его собственному определению, восприимчивость к слабым эмоциям, а Чайковский так характеризовал свою эмоциональность: «Все внутри трепещет и бьется». Тот и другой типы эмоциональности показательны не только для музыкального творчества указанных композиторов, но и для их личности в целом.
В деятельности воображения сказываются потребности человека, его жизненный путь, личное отношение к окружающей Действительности. Все это глубоко рисует психический склад человека.
Воображение может служить основанием для различения, например, таких характерологических типов: а) фантазеров и «трезвых» реалистов; б) фантазеров, имеющих чувство действительности, и фантазеров, воображение которых оторвано от жизни; в) людей активного и пассивного воображения: пассивного— если люди прикрывают воображением свою бездеятельность, активного — если они стремятся с помощью воображения раздвинуть границы своей деятельности; г) людей односторонних в выборе объектов или сюжетов для воображения и людей с воображением широкого охвата; д) людей со смелым воображением и людей, воображение которых сдерживается, ограничивается.
С учащимися IX класса нами был проведен такой эксперимент. Предлагалось на заданную тему придумать несколько сюжетов картин различного содержания и это содержание очень коротко изложить. Результаты показали, что ученики, выбирая сюжеты, шли в разном направлении.
Метки: концентрация, тип, эмоциональность
Страницы: 1 2