Двигательныя реакция
Закон универсальности связей, согласно которому благодаря анатомическому строению мозга открыта возможность бесчисленных соединений и объединений различнейших удаленных друг от друга участков нервной системы, приобретает для ребенка особое значение, во-первых, в силу чрезвычайной пластичности его мозгового вещества и, во-вторых, в силу того, что в последнем частью отсутствуют еще, частью не созрели тормозные аппараты. Таким образом, любые раздражения, не встречая в коре сопротивления, легко могут связываться с центрами безусловных рефлексов и, повторяясь, служить источниками привычных реакций. Уже в этом факте универсальности возможных связей мы имеем научное обоснование того огромного значения, которое имеют для хода развития в первые годы жизни среда ребенка и пример окружающих. Другим основным законом деятельности коры мозга является закон иррадиации.
Согласно этому закону, волна раздражения, проникнув в кору мозга, первоначально растекается на широкую поверхность, вследствие чего, как при опытах в лаборатории, так и в школе жизни, первый период выработки условного рефлекса характеризуется расплывчатостью и неопределенностью реакции. Вначале условная реакция наступает не только в ответ на данное раздражение, но и на другие однородные и более или менее близкие к нему раздражители. Так, если, например, из тона в 1000 колебаний создан условный возбудитель слюноотделения, то вначале и другие тона, далекие от него по числу колебаний, тоже действительны. Однако после нескольких повторений разлившаяся волна нервного возбуждения входит в берега и реакция становится строго дифференцированной. Усовершенствование условной реакции в этом периоде проявляется не только в ее дифференциации, но и в ее большей четкости и интенсивности; она быстрее наступает и сильнее выражена. Стадия иррадиации сменилась стадией концентрации.
Страницы: 1 2