Двигатель детского поведения
Эмоции, являются организаторами и двигателями детского поведения; они же направляют мыслительную деятельность, указуя ей пути. Не объективные отношения, не реальные связи, а желания и влечения, жажда приятного и избегание неприятного – вот что является руководящими принципами детского мышления, вот что диктует его выводы.Эта руководящая роль эмоциональных аффективных влияний сближает мышление ребенка с той формой мыслительной деятельности, которую Блейлер называл аутистической (и которая ярче всего выражена в сновидениях, в мифологии, в религии и в раннем слабоумии).
«Аутистическое мышление,- говорит Блейлер,- не зависит от логических законов и управляется вместо них аффективными потребностями… Оно управляется стремлениями и протекает в духе этих стремлений, не считаясь с логикой и с действительностью… Главная деятельность аутизма состоит в том, что он мыслит желание осуществленным»
В этом аутизме ключ к пониманию некоторых особенностей детского мышления, кажущейся нелепости его выводов, явной нереальности его представлений.
Ребенок наяву, как и в сновидениях, видит не то, что есть, а то, что является для него желанным. Одушевление им игрушек и различных предметов является не чем иным, как перенесением на них своих желаний и своих эмоций.
Мишка не потому живое существо, что он действительно представляется ребенку таковым, а потому, что таким он должен быть для того, чтобы удовлетворить потребности в игре, в уходе за ним, в беседах с ним и т. п.
Когда ребенок обращается с мертвыми предметами как с живыми существами, например: «Мач, тю-тю» (мяч, будем играть в прятки; 1,7), это не означает, что девочка находит в мяче свойства живого существа, а лишь то, что в этом возрасте она находила огромное удовольствие в игре в прятки и пользовалась любым подходящим предметом, чтобы получить это удовольствие.
Метки: двигатель, отношение, поведение
Страницы: 1 2