Характеристики ребенка
Впрочем, не надо, с другой стороны, преувеличивать значение для характеристики ребенка его любимых игр и игрушек, так как любимые игры и игрушки могут быть на деле лишь излюбленными, т. е. такими, которым ребенок, ограниченный выбором и находясь под влиянием условий быта, отдает предпочтение.
Вот почему игрушки, как и вообще материал-, который мы даем в распоряжение ребенку, должны быть обновляемы. Как часто новая игрушка или новый вид материала открывает в ребенке черты и способности, которых мы до сих пор не замечали и которые по-новому освещают всю его личность.
Игры занимают у ребенка значительнейшую часть времени, свободного от отправлений физиологических потребностей как при семейном воспитании, так и в условиях общественного воспитания.
Бюджет времени ребенка при нормальном течении жизни слагается сравнительно просто: для двух-трех-летнего ребенка его можно в приблизительном виде представить таким образом:
Близко к играм примыкают занятия ребенка с так называемым дидактическим материалом – естественным (вода, песок, глина) или искусственным (различного рода строительный материал, краски).
Как вполне правильно указывает Е. И. Тихеева, строго разграничить занятия и игры очень трудно, так как эмоциональный элемент и удовольствие, доставляемое самим трудовым процессом, черты, характерные для игр, проявляются и в занятиях, при их правильной постановке.
Таким образом, занятия, будучи также формами трудовой деятельности, отличаются от игр лишь большей своей планомерностью, организованностью и целенаправленностью.
Материал при занятиях в гораздо большей степени, чем игрушки, ставит известные границы произвольному распоряжению ребенка, вводит активность последнего в известное русло.
От этого творчество ребенка не страдает; наоборот, в известном смысле оно становится более плодотворным, так как и орудие его – тот или иной материал – и продукты взяты из реальной жизни или воспроизводят ее.
Метки: влияние, предпочтение, характеристика
Страницы: 1 2