Чувство долга


25Еще более высокое развитие чувство долга получает в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает сознавать необходимость правил поведения и в большей мере подчинять им свои поступки. У детей появляются более глубокие морально окрашенные чувства смущения, вины и стыда при совершении дурных поступков, а чувства радости и удовлетворения при хороших поступках уже сопровождаются сознанием выполнения общественного долга. Чувство долга у старших дошкольников распространяется на более широкий круг детей, чем в среднем дошкольном возрасте, и приобретает относительно большую устойчивость, которую, конечно, не надо преувеличивать. Исследования Ибрагимовой показывают, что развитие чувства долга в рассматриваемом возрасте совершается вместе со всем процессом формирования у ребенка навыков нравственного поведения и является процессом сложным и противоречивым, в котором одновременно формируются и волевые черты характера ребенка.
Е. Ю. Демурова в своей диссертации подвергла экспериментальной проверке два вопроса: влияние на дисциплинированность детей разработанных ею правил поведения и воспитание у детей тормозной способности, которая фактически совпадает с выдержкой. Повышение дисциплинированности у детей, в результате проведенной с ними экспериментальной работы, выразилось в более организованном поведении их, как в детском саду, так и дома, в понимании детьми целесообразности требований взрослых, в стремлении, умении, а затем и привычке выполнять целый ряд правил поведения, в готовности удержать себя от поступков, идущих вразрез с требованиями дисциплины, и согласовывать свои интересы и желания с интересами и желаниями коллектива. Демурова своей экспериментальной работой подтвердила решающую роль в воспитании дисциплинированности у дошкольников личности воспитателя, примера его поведения, постоянства, справедливости и последовательности требований, тонуса его работы, согласованности в подходе к детям сменных воспитательниц групп. Исследование убедительно показало, что воспитание дисциплинированности у дошкольников неосуществимо без формирования выдержки.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.